Санкт-Петербургский театр «Рок-опера» вот уже четырнадцать лет дает спектакль Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос-суперзвезда». Культовая, нашумевшая во всем мире постановка, в свое время подхлестнула распространение рок-оперы как жанра. Ведь «Иисус» – это не мюзикл. В спектакле нет традиционных для жанра разговорных сцен, но используются сугубо оперные формы (ария, речитатив, хор), которые к тому же сопровождает выразительная актерская пластика.
В Подольске впервые эту постановку видели на сцене «Октября» в 2009-м году. Тогда, как и сейчас, партию Христа исполнял Владимир Дединистов. В нынешнем театральном сезоне городской Дворец культуры также нашел своего зрителя – вчера люди разных возрастов пришли оценить мировой спектакль, что даже спустя десятилетия является предметом споров и отмен. К счастью, в этот раз ситуация всего лишь немного осложнилась пробками, по которым труппа добиралась в город.
«Помню, как в студенческие годы я слушала английскую версию, – делится зрительница в возрасте за сорок. - А я помню постановку "Моссовета", в которой актеры были в "косухах", а "Иисус" ездил на мотоцикле», – отвечает той подруга.
Но в этой версии «Суперзвезды» не было неожиданных трактовок и вообще отсутствовали декорации. Между тем сам спектакль сложен не только философски, но и исполнительски – артисты постоянно поют в движении, и технически – на протяжении постановки происходит множество световых перемен. Санкт-Петербургский театр давно выделяется своим либретто. По утверждению переводчиков, сценическая редакция произведения отличается от традиционного прочтения рок-оперы, она ближе к Священному Писанию. Примечательно, что авторы текста оставили без изменения англоязычные варианты имен героев: Иисуса величают «Джизусом», а Иуду – Джудас и так далее. Вероятно, такая уловка помогла сохранить ритмический рисунок оригинала.
Вместо умершего два года назад актера Рафика Кашапова роль Джудаса исполнял Вячеслав Пронин. По традиции партии Иуды принято считать самим яркими, наполненными силой и драматизмом, а героя – ведущим персонажем в этой пьесе. Но показалось, что его переиграли или перепели. Судя по реакции, зрителям больше понравилась Мэри (Мария Магдалина) в исполнении Татьяны Ворончихиной. Голос артистки местами превосходил даже признанную звезду спектакля Дяденистова. А во время арии Магдалины в зале, несмотря на запрет съемки, появились фотоаппараты, фиксирующие на видео знаменитую лирическую партию. Что до главного героя: Джизус в исполнении звезды петербургского музыкального спектакля по-прежнему получается цельно-трагичным, а голос артиста заставляет вслушиваться в каждое слово.
В постановке нашлось место и некой комичности: здесь Ирод носит смешные одежды и гульфик, украшенный стразами. А атмосферу распутства правителя Иудеи демонстрируют дикие пляски, чем-то похожие на кабаре.
Хор в спектакле, как и положено, совмещает разные роли: это и апостолы, ученики Христа, и – позже – участники вертепа, прокаженные, свита Ирода, горожане, требующие смерти Иисуса. Собственно, толпа-то и есть тот самый центральный двигатель сюжета: сначала короновала, а после отправила «суперстар» на растерзание. Динамичное исполнение, смена ролей и настроений выражается в прекрасном сочетании низких мужских и высоких женских голосов.
Одним словом, мировая постановка вновь собрала восторженные отзывы выходящих из зала зрителей, а композиции подтвердили статус хитов.