2013 Октябрь
03
12:54
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Двенадцатый Цветаевский костер в Дубровицах

03 Октябрь 2013 12:54

Разносятся по округе звуки колокольного звона, обозначая торжественность момента и отсылая всех, кто пришёл на праздник, к строчкам виновницы торжества:


Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.


Холодный день 29 сентября пришёлся аккурат на именины Людмил, так что все носительницы этого доброго и достойного имени приглашаются к ответственной церемонии. Самое активное участие в разжигании костра приняли председатель Совета депутатов Подольского района Людмила Гурьянова и заведующая Дубровицкой библиотекой, депутат местного Совета Людмила Филатова. А руководил процессом большой специалист этого дела, глава Дубровицкого сельского поселения, а по совместительству, как аттестовала его ведущая, «рыцарь без страха и упрёка» Александр Литвин. «Всё должно сгореть на моём огне», - наверняка сказала бы по такому случаю сама Марина. И непременно добавила бы:


Птица-Феникс я,
только в огне пою!
Поддержите высокую
жизнь мою!

 




Ну, а главный вдохновитель и организатор дубровицких костров, президент Подольского регионального отделения Международного Пушкинского общества Галина Сеничева цитирует это же стихотворение:


Пламень любит
лёгкие вещества:
Прошлогодний хворост –
венки – слова.


Отчего-то вдруг захотелось в рифму ещё и дрова упомянуть, устроители праздника постарались на славу, топливо подготовили отменное. Мощный получился костёр, настоящий «огневой фонтан».


Как известно, первый костёр запылал 27 лет назад в Тарусе, главным «поджигателем» там был и остаётся Александр Ханаков. Ему-то по праву и предоставляется первое слово. Александр Васильевич напоминает, что в прошлом году Цветаевские костры горели в 14 странах мира, в 26 городах. Даже до Австралии добрались! А ещё наш гость преподносит в дар посвящённую этой без преувеличения мировой традиции книгу, обложку которой украшает сделанная в Дубровицах фотография. Реликвия эта займёт теперь достойное место в фондах поселковой библиотеки. Прозвучала, кстати, и такая важная информация: памятники Марине Цветаевой установлены в Белебеевском районе Башкирии, Елабуге, Тарусе, в Борисоглебском переулке в Москве. К этому числу прибавим и семитонный камень на Певческом поле, на котором выбиты мудрые слова поэта:


Я знаю правду!
Все прежние правды – прочь!
Не надо людям с людьми
на земле бороться…


Написано почти сто лет назад, в грозное время Первой мировой войны. И как современно и своевременно! Особой актуальности исполнены и другие строчки этого стихотворения: «Уж ветер стелется, уже земля в росе, Уж скоро звёздная в небе застынет вьюга…». Впрочем, люди здесь собрались морозоустойчивые, те же, кому совсем невмоготу, - греются у костра. Бодрое настроение задают и выступления артистов, чтецов, поэтов, не зря ведь сказано: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд».


Ольга Гневшева, аккомпанируя себе на гитаре, вдохновенно исполняет знаменитую песню «Генералам двенадцатого года». В Дубровицах слова о тех, «чьи широкие шинели напоминали паруса», звучат особенно уместно, ведь как раз по этим местам русская армия уходила из Москвы в Красное и далее к Тарутинскому лагерю. С восхищением солдаты и офицеры глядели на изумительный Дубровицкий храм; вне всякого сомнения, и к реке спускались – умыться, воды попить, коней напоить. Так что мы на историческом месте находимся, помнящем героев, проживших «свой краткий век» «в одной невероятной скачке».


На поэтических праздниках обязательно даётся слово молодёжи, юная Катя Харламова вдумчиво читает написанную 17-летней Мариной Цветаевой «Молитву»:

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!

А певческую эстафету тем временем подхватывает Аэлита Соболева, она предлагает слушателям известный романс «Под маской плюшевого пледа». Великолепно поёт Инга Батукова, её мастерское исполнение сопровождается криками «Браво!» и бурными аплодисментами:

Но снова прорастёт трава
Сквозь все преграды и напасти.
Любовь – весенняя страна,
И только в ней бывает счастье.

 

 

Фото В. Комарова

 


Звучит вдохновляюще, тем более что нынешняя осень погодой нас пока не балует.
…Вот и до поэтов дошла очередь, подольчанка Татьяна Аксёнова выступает превосходно, написанное от имени Марины Цветаевой послание к Райнеру Марии Рильке заставляет задуматься о смысле не бытия даже, а какого-то надбытия:

Этот мир, он – изнаночный,
В нём кто мёртвый – живой.


Слова эти, безусловно, не только к Рильке относятся, но и к самой Марине.
Тему поэтического одиночества продолжает Иван Зубарев, романс на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» звучит в его исполнении мощно и чисто. Радует, просто-таки согревает своим песенным творчеством приехавшая из Москвы искрометная Ольга Кузьмичёва. Писатель Татьяна Мельникова привезла из Тарусы собственного сочинения стихи про любимый город, про то, что «Анастасии и Марины здесь оживают голоса». А «костровцы» из Электростали прибыли внушительной делегацией, с собой они взяли посвящённое Марине Цветаевой стихотворение Аллы Рустайкис и самую знаменитую песню на её же слова – «Снегопад».


«Бежит тропинка с бугорка как бы под детскими ногами» - перекличку с великим поэтом продолжает дубровчанка Герда Байкова. Елена Орлова из Подольска и Елена Бабий из Климовска читают свои произведения. А замечательный столичный поэт Георгий Бойко для выступления выбрал стихи, посвящённые Максимилиану Волошину – в судьбе Марины он сыграл немаловажную роль.
Под воображаемый занавес вновь поёт Ольга Гневшева. Сперва – цветаевское посвящение Блоку – «Свете тихий моей души». А потом, уже на «бис», есенинское, про рощу золотую и костёр рябины красной – тема эта имеет к жизни и поэзии Марины Ивановны самое прямое отношение.


Говорят, 12 – счастливое число, и это, судя по всему, справедливо. Двенадцатый Цветаевский костёр в Дубровицах получился искренним, ярким, незабываемым. Завершим эти заметки строчками из «Цветаевского цикла» Татьяны Аксёновой:

И я этой правдой вчерашней
Согреюсь на множество дней…

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости