2009 Ноябрь
17
09:17
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Обращение к депутатам ГД РФ: Мы никогда не выберемся из нищеты, если будем уничтожать своих предпринимателей

17 Ноябрь 2009 09:17

Уважаемые господа депутаты!

Обращаюсь к Вам за помощью как адвокат, и как гражданин России. В своей практике мне приходится защищать в судах граждан, в том числе ставших жертвами рейдерства и заказных уголовных дел. Обобщая опыт многих уголовных дел, я пришел к выводу, что источником многих человеческих трагедий стала статья 174.1 УК РФ, использованная как универсальный инструмент незаконного обвинения и осуждения человека.

Дело в том, что статья 174.1 УК РФ дает возможность недобропорядочным работниками правоохранительных органов применять ее в качестве инструмента совершения своих преступлений: вымогать взятки, отбирать собственность и т.п., то есть
использовать эту статью в качестве инструмента коррупции.

Статья 174.1 УК РФ («легализация доходов») при предъявлении обвинения идет «довеском» к другим вмененным статьям, часто к статье 171 УК РФ – «незаконное предпринимательство». К сожалению, у нас так устроен закон, что принимать решение вменять или не вменять «дополнительную» статью 174.1 УК РФ – такое право принадлежит следователю. На практике надзорные органы и суд слепо соглашаются с решением следователя. И это пораждает произвол. Реiение следователя – применять эту статью или нет - зависит от уступчивости и сговорчивости обвиняемого (в случае если с него есть что взять).

Согласитесь, когда у следователя такая большая власть, а статья 174.1УК РФ это не 3 года, это до 15 лет лишения свободы, велика вероятность что если не у самого следователя так у его руководства возникнет желание воспользоваться данной властью, что в практике применения статьи 174.1 УК РФ все и видят.

Статья 171.4 УК РФ в той редакции, в которой она существует, не отвечает целям искоренения «легализации». Она уничтожает предпринимательство, многократно увеличивая риск предпринимательской деятельности в России отбивает желание заниматься предпринимательской деятельностью и инвестициями. Предприниматели рискуют за небольшой и средней тяжести правонарушение получить дополнительное обвинение в «легализации», и оказаться в колонии на долгие годы.

Обратите внимание, если первая часть, в которой говорится о совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, - понятна и ясна в применении, и здесь требуется сделка для совершения легализации, то вторая часть «использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности» - часть вторая совершенно необдуманна, неопределенна, непонятна и подвержена широкому трактованию. Она содержат слишком широкое понятие «использования добытых преступным путем денежных средств» в предпринимательской деятельности. Как следствие, любая предпринимательская деятельность, не зависимо каким путем деньги попали на счета предпринимателя или предприятия, подпадает под эту статью, её применение. В силу того, что никто не утруждает себя вопросом разделения «черных» и «белых» денежных средств, возникает презумпция вины в отношении денежных средств, которые имеют легальное, законное происхождение в рамках нормальной хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.

Возможность произвольного применения статьи 174.1 УК РФ так же превращает ее из орудия борьбы с легализацией не только в орудие шантажа и вымогательства, но и в орудие рейдерства.

Пример такого применения статьи 174.1 УК РФ - дело Федора Вячеславовича Душина - предпринимателя из г.Подольска (приговор Подольского городского суда от 31 марта 2009 года). Бизнес-партнер Федора Душина Вагиф Кулиев потребовал, чтобы Федор уступил в его пользу принадлежащую Федору доля в уставном капитале общества (т.е. выйти из общего бизнеса). После того, как Федор Душин отказался отдать бизнес, началось уголовное преследование: возбудили уголовное дело по ст.171 УК РФ (лжепредпринимательство – продажа лекарственного средства подлежащему рецептурному отпуску без рецепта), а после того как Федор стал активно защищаться в перед передаче дела в суд вменили в «довесок» ст.174.1 УК РФ. При этом Федор не совершал ни какие сделки для легализации. Денежные средства от безрецептурной продажи лекарств поступили на счет общества в установленном законом порядке, т.е. через кассу от покупателей и без какого-либо участия Ф.Душина. Абсурдность использования в данном деле ст.174.1 УК РФ как и во всех аналогичных случаях в том, что простое распоряжение похищенным имуществом, например израсходование украденных денег или полученных как взятка и т.п., легализацией (отмыванием) не являются, а уплата с этих денег налогов и сборов в доход государства, оплата труда работников, использование их в целях создания новых технологий и в развитии производства (т.е. не на себя а на благо общества) дает основание для применения ст.174.1УК и считается «ПРЕСТУПНЫМ».

Тот факт, что «заказчик дела» В.Кулиев, будучи лицом, которое непосредственно контролировало и распределяло денежные средства, определяло правила и порядок реализации лекарственных средств, являясь «идеальным соучастником», постановлением следователя по надуманным основаниям (не предусмотренным УПК РФ) был выведен из числа лиц привлекаемых к уголовной ответственности – бесспорное свидетельство наличия корупционного, заказного и рейдерского характера применения ст.174.1 УК РФ в деле Ф.Душина (т.е. в отношении кого заказали, тому и вменили).

«Основанием» для применения 174.1 УК РФ в деле Ф.Душина по версии следствия и суда послужило то, что деньги за безрецептурный отпуск лекарств попали в кассу предприятия. Якобы именно эти деньги пошли на уплату налогов, зарплату сотрудников и на всё что связано с предпринимательской деятельностью. А далее, после того как на стадии следствия вменена статья 174.1 УК РФ, суд уже не стал разбираться какие деньги были законным путем заработаны, какие «незаконным». Да это и невозможно, деньги вместе объединяются в обороте, и выделить какие из них «грязные», какие «чистые» практически невозможно. И поэтому весь денежный «оборот» предприятия считается «преступной легализацией». И даже если вы заморозите на отдельном счете денежные средства добытые «преступным» путем, вам все равно вменят «легализацию», потому что вы не докажете, что те деньги, которые пошли на оплату налогов и выплату зарплаты были честные. Именно статья 174.1 УК РФ дала возможность В.Кулиеву из-за ее правоприменительной порочности посадить своего партнера по бизнесу на 7 лет в колонию строго режима, а остальных сотрудниц аптек, 12 женщин, впервые привлеченных к уголовной ответственности, имеющих малолетних детей и стариков на иждивении и которым В.Кулиев выдавал заработную плату и приказывал что и как продавать отправить в колинии-поселения на 2 года каждую.

Уважаемые депутаты!

Только в ваших силах изменить сложившуюся ситуация с применением ст.174.1 УК РФ.
Только Вы можете пересмотреть содержание этой статьи и остановить ее использование в нашей стране как инструмент коррупции и рейдерства.

Если данная статья останется в неизменном виде, мы никогда не искореним коррупцию в правоохранительных органах.
Сегодня и президент и премьер призывают очистить ряды правоохранителей от коррупционеров. Дело подольских фармацевтов, дела сотен предпринимателей малого и среднего бизнеса по всей стране показывают, что надо бороться за «чистоту рядов» не только среди правоохранителей, но и судей и прокуроров. Сегодня как ни когда необходима расчистка уголовного законодательства от коррупционных ловушек. Лишение преступников инструмента вымогательства и шантажа – это самый действенный удар по коррупции и рейдерству.

Статья 174.1 УК РФ требует немедленного пересмотра. Необходимо как минимум увеличить число составов исключающих ее применение. Сегодня в ней уже есть исключения: ст.ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Так ст.199 УК РФ предусматривает уголовноую ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Организация преступным путем уменьшает налогооблагаемую базу, экономит денежные средства. Эти приобретенные в результате совершения преступления денежные средства используются в предпринимательской и экономической деятельности: тратятся на развитие производства, выплату заработной платы работникам и т.п. и при этом законом установлено, что ст.174.1 УК РФ здесь не применяется. В деле Ф.Душина все аналогично, но в совокупности с ст.171 УК РФ применена ст.174.1 УК РФ.

Как следствие, необходимо включить в состав исключений применения ст.174.1 УК РФ ст.171 УК РФ.
И это надо как можно быстрее, ибо сложившаяся в настоящее время практика применения статьи 174.1 УК РФ устанавливает «презумпцию виновности предпринимательства и инвестиций». Получается, что любой предприниматель, который вносит деньги в развитие своего бизнеса (в развитие российской экономики) – потенциальный «легализатор преступных доходов». Теперь о каждом рубле своего оборота предприниматель заранее должен думать, как доказать «происхождение» этого рубля. И не дай Бог, если ранее было совершено хотя бы административное правонарушение, предпринимателя могут обвинить в «легализации» и отправить на 15 лет в колонию. Статья 174.1 УК РФ подрывает инвестиционный климат в стране, отпугивает иностранных предпринимателей и любого российского и иностранного предпринимателя делает потенциальной жертвой рейдерского заказа.

Если люди будут бояться использовать деньги в предпринимательских целях и для развития своего бизнеса, из-за того, что у нас в стране широко используется ст.174.1 УК РФ как инструмент заказных уголовных дел и рейдерства, капиталы будут уходить из России. Люди будут бояться использовать деньги в бизнесе, они не будут оставлять их в банках. Банкам не чем будет финансировать государственные проекты и экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Российские деньги будут работать за рубежом но не у нас и не на наше благо. Это как раз то, с чем мы боролись на протяжении последних десятилетий. Государству удалось много достичь, российский бизнес поверил своему правительству, стал выходить из тени, стремится быть легальным. Люди только-только стали верить в благоприятный российский инвестклимат и вот сейчас с применением статьи 174.1 предприниматели опять в к началу пути, опять в страхе.

Мы никогда из нищеты не выберемся, если будем уничтожать своих предпринимателей. Необходимо дать людям уверенность, чтобы они, занимаясь бизнесом, не боялись, что коррумпированный следователь по заказу конкурентов или рейдеров лишит их свободы и результатов труда. Несвобода предпринимателей – это бедность всех граждан России. Произвол против предпринимателей – произвол против всех граждан, поскольку разрушает национальную экономику.

Чтобы исправить ситуацию, нам необходимо использовать международный опыт. Необходимо сделать статью о «легализации» такой, какая она везде в мире – понятной, ясной и доступной для понимания ее применения. Это даст возможность всем нам надежду на справедливость. Защитники смогут защищать, опираясь на букву Закона и здравый смысл, а следователи не смогут возбуждать уголовные дела в отношении людей, которые не совершали преступлений, и при этом суды наконец-то поймут, каким образом применять эту статью, чтобы невиновные не попадали в тюрьмы.

Уважаемые господа депутаты!

Ради спасения тысяч граждан России от заказных уголовных дел, ради нашего всеобщего благополучия и процветания страны, применив международный опыт, пересмотрите содержание статьи 174.1 Уголовного кодекса РФ и это будет значимым шагом в борьбе с коррупцией и в развитии предпринимательства, защиты прав и свобод в России.

Александр Тверетин, адвокат

Источник: Химдело.ру
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости