История Подольска уходит корнями в XVI-XVII век. Уже в начале XVII столетия село Подол упоминается в летописях как вотчина московского Данилова монастыря. Свое название оно получило от слова подол, означающего равнина, пойма или надпойменная терраса, что отражало его местонахождение. Предполагают, что застройка началась с левого, низкого, берега Пахры, а потом распространилась на правый. В это время село принадлежало московскому Данилову монастырю. Здесь была деревянная церковь, дворы священнослужителей, в селе крестьян за рекою Пахрою 13 дворов и бобылей 4 двора да на другой стороне реки Пахры крестьян 10 дворов.
По мере развития Подольск постепенно приобретал вид, отличный от других селений уезда. В 1728 году появилась первая каменная постройка церковь из местного известняка. В 1844 году началась прокладка Брест-Литовской (Варшавской) дороги, а в 1866-м железной дороги, что ускорило экономическое развитие города.
Расположенный на крупном торговом тракте, Подол быстро рос, и к 1781 году в нем насчитывалось уже более 800 жителей, 14 торговых лавок, шелковая фабрика, пивоварня, кузница, две солодовенных и один кирпичный завод. Издавна часть горожан занималась добычей белого камня и бута, что нашло отражение в гербе Подольска. Его нижняя часть представляет собой два золотые, употребляемые каменотесами инструмента в голубом поле, в знак того, что жители сим промыслом обогащаются. Еженедельно по субботам здесь бывали ярмарки, где наряду с купечеством торговали и крестьяне уезда, привозившие хлеб, сено, скот, изделия домашнего производства.
По указу императрицы Екатерины II в 1781 году село Подол приобрело статус уездного города (позднее Подольск). В 1784-м приняты регулярный план города и правила его застройки. Территорию разбили на 20 кварталов, составивших квадрат, ограниченный нынешними Верейской, Рабочей, Матросской и Зеленовской улицами.
Город интенсивно развивался, чему способствовали близость Москвы и построенные в 1844-1847 годах Варшавское (Брест-Литовское) шоссе и мост через Пахру. Недалеко от города одна за другой открывались фабрики: в 1864 году суконная в селе Стрелково, в 1873-м писчебумажная в Дубровицах, в 1875-м в селе Выползово основан крупный завод по производству цемента, извести и кирпича. Развитие Подольска ускорилось со строительством и быстрым расширением механического завода компании "Зингер" по производству швейных машин. Он был построен в 1900 году американским акционерным обществом "Компания Зингер". В том же году были сооружены чугунолитейная и механическая мастерские, электростанция.
Современный Подольск - крупнейшее экономическое и культурное ядро Подмосковья. Он окружен ожерельем исторических памятников дворянской архитектуры XVIII-XIX веков, многие из которых имеют общемировое значение. Подольский район по праву считается одним из самых чудесных и живописных уголков Подмосковья. В черте города расположены бывшие усадьбы Ивановское (ныне здесь размещены Краеведческий музей и Центральный музей профтехобразования) и Плещеево, Троицкий собор (1819-1932), здание бывших присутственных мест (начало XIX века), а в его окрестностях - усадьбы Вороново (ныне дом отдыха), Красное, Михайловское, Остафьево, Поливаново.
В распоряжении жителей города разнопрофильные образовательные, культурные, спортивно-оздоровительные, медицинские учреждения, развитая торговая сеть, предприятия курортной и гостинично-ресторанной индустрии.
Визитная карточка Подольска и место проведения досуга тысяч горожан - Ледовый дворец "Витязь". Он по праву завоевал славу лучшего не только в России, но и в Европе.