Рубрика  /  Карьера, Работа, Образование
Предложить новость
08 февраля 2016 11:392779обсудить новость

«А голову ты дома не забыл?» Рассказы молодых учителей


Далеко не все выпускники педагогических вузов идут работать в школу. Причина, к сожалению, прозаична: невысокий уровень зарплат и большая нагрузка.

36789Фото: кадр из фильма «Географ глобус пропил»


Сегодня в школах Большого Подольска работают 82 молодых педагога, что составляет 4,3 % от общего количества учителей. Доля сотрудников до 30 лет - 13,1 %.

Нашим героям нет 30, они горят своим делом, общаются с учениками через соцсети и любят свою работу, несмотря на нагрузки.

«Подольск.ру» поговорил с молодыми школьными учителями и выяснил, что отличает современных детей, с какими трудностями сталкивается начинающий педагог и как не отчаяться, когда все словно валится из рук.

 

«Мои друзья и сверстники относились скептически, мол, закончил МГУ, чтобы в школе преподавать...».


Павел Красновид, 26 лет. Учитель географии в МБОУ «Гимназия им. Подольских курсантов» города Климовска. Выпускник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «геоморфология и палеогеография». В родной климовской гимназии работает с 2011 года. В свободное время Павел собирает минералогическую коллекцию, которую планирует разместить в кабинете географии.

Этот молодой учитель давно стал заметной в городе фигурой. Причем благодаря своей внеклассной работе. Павел вместе с детьми создал мемориальный комплекс, посвященный подвигу Подольских курсантов; возглавляет школьный музей, где его ученики водят экскурсии; ежегодно вместе с ребятами участвует в поисковой детяльности и различных патриотических акциях.

 

Молодой педагог Павел КрасновидФото: личная страница в соцсети


 
— В школу шел осознанно и целенаправленно. Были в свое время долгие и непростые разговоры с родителями о моих дальнейших планах. Мои друзья и сверстники относились скептически, мол, закончил МГУ, чтобы в школе преподавать. Спустя пять лет работы такие разговоры прекратились. Наверное, это о чем-то говорит.

Педагог делится: молодых учителей в его школе немного, мужчин же еще меньше. Немногие сейчас хотят стоят у доски, дышать меловой пылью и вникать в личные проблемы детей. Однако сам он уверен: "сидеть в офисе, уткнувшись в монитор", как многие его сверстники, он бы просто не смог.

— Считаю, что в школу нужно идти по собственному желанию и по призванию. Нужно получать удовольствие и ощущать чувство самореализации от работы, чувствовать, что ты на своем месте, что у тебя получается. Тогда и с ребятами легко найти общий язык и вовлечь их в совместную работу. Дети, в отличие от взрослых, моментально чувствуют фальшь и игру в отношениях.

Павел уверен: для него небольшая возрастная разница с учениками — это, скорее, преимущество. Проще найти общий язык и заинтересовать чем-либо. Под началом педагога ребята помогали в создании мемориального комплекса на территории гимназии; вместе с учителем участвовали в акциях "Курсантская ленточка", "Бессмертный полк", в вахтах Памяти.

Педагог убежден: соцсети — это добро и зло одновременно: можно быстро сообщить об изменениях в расписании, собрать детей на мероприятия. Но при этом ему часто приходится напоминать школьникам о нормах сетевой этики и морали, о которых они нередко забывают, публикуя или комментируя различные материалы на личных страницах.

— Если отвернуться от материальным проблем (учительство всегда было бессребреничеством), то, на мой взгляд, проблема молодого педагога состоит в том, чтобы доказать и себе, и коллегам, и ребятам, что ты достоин, чтобы тебя слушали, что ты учитель. Многое еще предстоит освоить и открыть. А про трудности... Их нет! Повторюсь, что работа должна приносить удовольствие. И в класс всегда нужно входить с улыбкой и прекрасным расположением духа. Все трудности – за порогом школы, но не внутри ее! А если и возникают проблемки, то это не трудности, а вопросы, требующие решения. Главный итог: с работой не ошибся. Мне нравится, детям тоже. Результат есть: и стипендиаты, и олимпиады до федерального уровня.

 

«Ко мне дети постоянно подходят обниматься»


Евгения Агаджанова, 23 года. Учитель английского языка в МБОУ СОШ № 3 Климовска. Окончила с отличием МГЛУ по специальности «лингвист, преподаватель английского и французского языка». Еще будучи школьницей девушка занимала призовые места на олимпиадах. Теперь свою любовь к иностранным языкам она передает детям – со 2-го по 11-й классы.
 
 
Молодой педагог Евгения Агаджанова

Фото: Климовск.Медиа


В школе, где работает Евгения, молодых специалистов трое. Средний возраст коллектива «35+». По словам девушки, возраст педагога – это преимущество и недостаток одновременно. С одной стороны, дети больше доверяют молодым, с другой – такие учителя еще не производят впечатления авторитетности, что приводит к проблемам с дисциплиной.


— Страха выйти к доске, чтобы учить, у меня никогда и не было. Не волновалась даже на первом уроке. А вот страх, что коллеги придут на мой урок и им что-то не понравится, есть.


На работе девушка находится с 8 утра до 5 вечера, в промежутках готовится к занятиям. Но даже в свободное время думает об учебных планах. По ее словам, особенно тяжело было в первый год: приходилось набирать огромное количество дополнительных материалов и упражнений. Евгения убеждена: самое сложное — не отчаиваться, когда кажется, что ничего не получается.

На вопрос, что изменилось со времен ее школьных лет, Евгения отвечает: «Мои родители и родители моих одноклассников никогда не позволяли детям сомневаться в авторитете и правоте учителя».

Дети активно общаются с Евгенией и вне занятий: например, старшеклассники интересуются, что такое лингвистика, а школьники помладше любят писать сообщения «Вконтакте» и обниматься.


— Учитель был для меня довольно далекой безликой фигурой: меня никогда не интересовала их жизнь, я бы никогда не обняла учителя. Ко мне дети постоянно подходят обниматься, рассказывают о себе многое, задают очень много личных вопросов. Может это и из-за возраста, не знаю. Современные дети все немножко брошенные.


Несмотря на огромные нагрузки, девушка свою работу любит: «Мне нравится преподавать английский, нравится общение с детьми: поддерживать их, подбадривать; они отдают много позитивных эмоций».

 

«Учащиеся любят мои уроки, я думаю, что это главное, чем я могу гордиться»


Дмитрий Агеев, 26 лет. Учитель информатики в ГБОУ Школа № 933 города Москвы. Окончил физико-математический факультет МГОУ. В свободное время катается на лыжах, пишет рок-музыку; во время летних каникул в окрестностях Подольска снимал короткометражную комедию.


— При выборе вуза для меня в первую очередь было актуально, чтобы учиться там было не слишком сложно, так как я хотел иметь больше свободного времени на свои увлечения. Привлекала и возможность заработка репетиторством. Изначально я собирался стать учителем математики, но прошёл слух, что на информатику придется сдавать всего один экзамен. Вот я и пошел туда вместе с друзьями. Кстати, слух оказался ложным. Сейчас в работе мне в первую очередь нравится большое количество общения. Однозначным плюсом является и 56-дневный летний отпуск.

Молодой педагог Дмитрий АгеевФото: личная страница в соцсети


Дмитрий уверен: проблемы в общении с детьми в большей степени могут быть вызваны не возрастом, а отсутствием опыта и умения правильно общаться.

— Бывает, что дети не воспринимают некоторых учителей, которые старше меня в 2-3 раза. У нас с детьми немало общих интересов: машины, музыка и многое другое. Мало того, с некоторыми учениками я продолжаю общаться даже после их выпуска. В прошлом году ко мне приходил бывший ученик, советоваться по поводу выбора автомобиля.


Молодой педагог делится: уже несколько лет он вообще не готовится к урокам. При этом занятия проходят достаточно продуктивно, а ученики хорошо сдают экзамены. Но раньше было труднее следить за дисциплиной, а часть материала из школьного курса вызывала вопросы.


— Лично для меня сложнее всего вставать в 5-30 каждый день и вести по 7 уроков в день. А вообще работа с людьми всегда сложная. Иногда трудно не поддаться эмоциям, когда плохо себя чувствуешь, а что-то в работе идёт не так. Даже если шумный класс будет прекрасно себя вести, после криков такой урок оставит очень неприятное впечатление эмоциональной опустошённости.


— Самая главная проблема молодых специалистов в большинстве школ, я думаю, заключается в том, что их интересы учитываются меньше, чем интересы учителей со стажем. То есть молодому специалисту могут сделать неудобное расписание, повесить на него какую-нибудь работу, которую он по трудовому договору выполнять не обязан. Тут иногда сложно найти золотую середину: когда следует пойти на встречу руководству, а когда сказать твёрдое "нет". Последнее молодые специалисты (в том числе и я в своё время) чаще всего делать абсолютно не умеют.

 

«Моя главная фишка — это искренность»

Арина Золотцева, 24 года. Учитель английского языка в МОУ СОШ № 6 Подольска. Выпускница Ивановского государственного университета. Работает в подольской школе с 2014 года.

 

Молодой педагог Арина ЗолотцеваФото: личная страница в соцсети


 

— До 5 курса я и представить не могла, что буду работать в школе. Но во время школьной практики я просто влюбилась в эту работу. Кстати, подобное чувство преподавание вызвало не только у меня. Большинство моих однокурсников по сей день также работают в школе. В работе учителя мне нравится сам процесс передачи знаний от меня ученику. Хочется добиться успеха в этом и донести как можно больше информации до ребят, применяя разные методики.  Это стимулирует во мне всё больший интерес к преподаванию.

Арина вспоминает: в начале карьеры ее нередко путали с детьми. Например, повара из школьной столовой «просили занять очередь вон за тем мальчиком, а не лезть без очереди со словами "мне некогда; можно мне два с мясом, пожалуйста?"»

— Небольшая разница в возрасте даёт мне возможность найти общий язык с детьми. Я на шаг ближе к ученикам, чем более опытные наставники, и это даёт мне фору.  У нас много общих интересов: любовь к языкам, музыке, стихам, спорту — внутренний мир каждого ученика богат по-своему. Общие интересы помогают мне построить тёплые, доверительные отношения с детьми.

— Для меня, молодого педагога, важна поддержка коллег – она у меня есть! Важно, чтобы, рядом был опытный наставник, друг – и здесь мне, как никогда, повезло. (Пользуясь случаем, выражаю благодарность Вере Николаевне и Наталье Васильевне). Важно видеть признательность учеников, то, как они к тебе тянутся. Тогда у тебя все получается, и ты чувствуешь себя нужным и полезным.

— Моя главная фишка — это искренность, так как детей не проведешь, если ты неискренен. Главное, что я занимаюсь любимым делом, мои глаза горят, и от этого детям интересно.

 

«Мне нравится безграничное творчество, которое не задушить даже бумагами и отчетами»


Олеся Честных, 23 года. Учитель русского и литературы в МОУ СОШ № 6 Подольска. В 2014 году после окончания с отличием филологического факультета МПГУ пришла работать в родную школу. Здесь Олеся также ведет уроки истории, руководит кружком, выпускающим школьную газету, и Подольской лигой старшеклассников. Недавно девушка стала победителем городского и областного этапов конкурса «Педагогический дебют».
 
 
Молодой педагог Олеся Честных Молодой педагог Олеся Честных
  Фото: личная страница в соцсети
 


До прихода в школу Олеся работала специалистом в городском комитете по образованию. Но вскоре убедилась: чиновничья служба – это точно не для нее.


— В школе мне нравится Жизнь! Там живые дети с живыми вопросами и волнениями, там неравнодушные коллеги с идеями и выдумками, а, значит, там живая я. Ты и педагог, и психолог, и ученый, и актриса, и сапер, которому нельзя ошибаться. Мне нравится безграничное творчество, которое не задушить даже тем количеством бумаг и отчетов, которые надо делать.


В студенческие годы девушка часто ездила работать вожатой в летние лагеря отдыха. Усвоенные фишки она применяет и в нынешней педагогической деятельности. Поэтому часто ее уроки построены в виде увлекательных занятий с элементами игры. Ученики Олеси — призеры различных конкурсов научно-исследовательских работ. Педагог признается: ей каждый день есть, чем гордиться. От умного вопроса троечника до небольшого научного открытия отличника.


— Мне легко общаться с детьми, потому что во многом я сама остаюсь ребенком. Дети в сообщениях «Вконтакте» задают мне вопросы, присылают свои стихотворения, отправляют наработки по исследованиям. С лигой старшеклассников у меня несколько совместных чатов, где мы обговариваем мероприятия, иногда просто общаемся, делимся новостями. В школе все очень серьезно, в лиге проще — меня половина ребят называют «на ты», могут пошутить надо мной, но все очень достойно, меру они знают. По-моему, все зависит от того, как педагог себя поставит.

О своей первой отработанной четверти Олеся вспоминает: было тяжело; ждала каникул больше, чем школьники. Особенно непросто приходилось с пятиклассниками, которые постоянно отвлекались.

— Когда сталкиваюсь с нежеланием учиться даже не могу понять, что с этим делать. До сих пор задаюсь вопросом, как можно прийти на урок без выполненного домашнего задания или не волноваться, что получил "3". "Синдром отличницы" — вот то, что часто доставляет мне сложности.

По мнению Олеси, самое сложное в работе учителя — переживать постоянные волнения. За учеников, их успеваемость, волнения из-за претензий некоторых родителей — поводов очень много.

— Страха стоять доски у меня никогда не было. Быть лектором мне очень нравится. Немного волнуюсь, когда посторонние на уроке, но минут через пять и это волнение уходит.

— Проблемы молодых учителей в школе, какие же они? Наверное, они в том, что некоторые родители ошибочно полагают, что если учитель молодой, то можно на него давить, что он недостаточно владеет материалом и методами преподавания. Нужно просто спокойно и обстоятельственно доказывать им обратное. На самом деле, таких родителей мало, но даже пару человек могут здорово испортить настроение.

Тем не менее, педагог свою работу любит. Уйти из школы ее может вынудить разве что семья и необходимость большего заработка.

 


 

Омоложение педагогических кадров в нашем городе идет тихой сапой: если в прошлом учебном году в местных школах работали 63 молодых специалиста, то в нынешнем — 78.

 

geoprop3

Фото: кадр из фильма «Географ глобус пропил»


Преподавательский состав системы общего образования стареет, и это вынуждает власти привлекать в школы больше молодежи через материальное стимулирование. В частности, свежеиспеченным специалистам в Подольске оказывают единовременные выплаты в размере 28 736,0 рублей, а также ежемесячно доплачивают 10 тысяч. В Климовске пока что поддержку оказывают по областной программе: около 25 тысяч сразу и 1000 рублей каждый месяц.

Кроме зарплатного аспекта и наличия у современных педагогов расширенных клерковых функций (заполнение различной документации, ведение электронного журнала), проблемным вопросом является и падение социального статуса профессии. Когда и родителям, и детям кажется, что учитель — это, скорее, неудачник, который не смог найти для себя работу получше. Да и сам процесс школьного обучения нередко воспринимается как оказание услуг с последующим высказыванием претензий к их качеству.

Сегодня мы становимся свидетелями новых реформ в системе общего образования, которые затрагивают также работу педагогов. И кто знает, что придет на смену знакомой многим фразе: «А голову ты дома не забыл?»


«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ