Рубрика  /  Карьера, Работа, Образование
Предложить новость
21 октября 2014 07:35755обсудить новость

Рейтинг качества образования – запрос общества


21 октября вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования, в соответствии с которым на правовом уровне создаются условия для организации проведения независимой оценки качества образования. Принятие закона ставит ряд вопросов, в том числе и о том, какое место в этом процессе занимает составление рейтингов учебных заведений, какова роль общественных организаций и других заинтересованных сторон в составлении рейтингов, какое участие может принять в этом родительское сообщество.

Эти вопросы стали основной темой круглого стола «Роль общества в формировании рейтингов качества образования» с участием представителей Минобрнауки России, Общественного совета при министерстве, педагогического и родительского сообщества.

Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк полагает, что высокая степень вовлеченности общественности в образовательный процесс является одним из приоритетов политики государства в данном направлении.

Рейтинг качества образования – запрос общества

«Вопрос открытости образования является одним из приоритетов национальной образовательной политики. Нам очень важно, чтобы общество было вовлечено в систему образования, чтобы оно участвовало в жизни школы, формировании ее образовательной программы. И закон «Об образовании», который был принят два года назад, предложил нам хороший инструментарий, позволяющий развить независимую систему оценки качества образования, эффективности деятельности наших образовательных учреждений», - заявила Наталья Третьяк. Она напомнила, что в законе «Об образовании» содержится норма о принципе информационной открытости, сформулированы требования о размещении на сайте определенного набора информации, введена норма о проведения мониторинга системы образования и открытия этих данных обществу, а также обозначен механизм проведения независимой оценки качества образования по критериям, востребованным потребителем – родителями, абитуриентами, учащимися.

Сейчас существует более 170 различных оценочных процедур и рейтингов в субъектах образования. Но эта система имеет и ряд недостатков, в том числе и с точки зрения критериев, по которым эти рейтинги проводятся: в отдельных случаях их недостаточно, или же, они могут вводить потребителя в заблуждение.

По истечении двухлетнего периода действия этой системы были приняты изменения, которые вовлекают в систему оценки качества образования и органы управления образованием, а это значит, что проведение рейтингов будет поддерживаться информационно, а органы управления будет нести ответственность за профессионализм и качество проведения этих рейтингов. В определении критериев рейтингов и независимых организаций, которые будут проводить оценку, будут принимать участие общественные институты, в том числе и общественные советы при органах образования.

Директор государственного образовательного учреждения «Гимназия №56 Петроградского района Санкт-Петербурга» Майя Пильдес считает, что хотя в педагогической среде любая внешняя оценка воспринимается не «беспроблемно», развитие возможно только в условиях открытости, и обилие различных рейтингов только пойдет школе на пользу: она будет интереснее и лучше. По сути, это общественный запрос, который реализуют общественные советы через привлечение различных профессиональных команд для проведения независимой оценки.

Министр образования Московской области Марина Захарова рассказала, как в регионе в течение нескольких лет выстраивалась система мониторингов, в результате чего был сделан вывод о необходимости проведения нескольких исследований, ведь даже у одних и тех же участников процесса бывают разные запросы.

Например, у родителей учеников младших классов – одни критерии оценки школы, однако при переходе их детей в среднюю школу, они меняются. Теперь, при разработке своей системы критериев, в Московской области учитывают не только качество образования, но и условия его предоставления. Таким образом, городские и сельские школы оцениваются на общих основаниях.
Министр рассказала об интересном наблюдении: современные родители хотят, чтобы оценку образования проводили независимые организации, оставляя за собой право соглашаться или не соглашаться с этим рейтингом.

Ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев считает, что образование – зона совместной ответственности, с активным включением родительского сообщества, которое должно быть в курсе всех возможностей. Национальная родительская ассоциация, которая имеет большой опыт региональной работы, готова консолидировать свои усилия в этом направлении.

Председатель Общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз» Артем Хромов считает, что в студенческой среде есть определенное недоверие к различным рейтингам. Рейтинг, критерии которого составят профессионалы после широкого общественного обсуждения, будет с большой вероятностью принят обществом, с ним будут считаться и образовательные организации. Наличие подобного рейтинга позволит создать конкурентную среду и побороться «новичкам» от образования с «брендовыми» вузами за будущих студентов.

Создание независимой и всесторонней системы оценки качества работы образовательных организаций остается одним из приоритетных направлений работы Министерства образования и науки Российской Федерации. Наталья Третьяк считает, что сейчас школы и образовательные учреждения становятся более открытыми для родителей и учеников, а независимые и профессиональные рейтинги помогают выявить лидеров образования, которые получают возможность напрямую влиять на образовательный процесс. Например, руководители «топовых» образовательных организаций приглашаются в рабочие группы, разрабатывающие образовательные программы. Таким образом, независимая система оценки образовательных учреждений - это очень мощный инструмент открытости и повышения качества образования.

Источник: Информационный центр ФЦПРО

«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ