2011 Июль
13
06:46
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Центр Москвы теперь — Бутово

13 Июль 2011 06:46
11 июля произошло то, о чем даже не осмеливались шутить юмористы, — центр Москвы сместился с Красной площади в ставшее уже нарицательным Бутово. Сместился, правда, пока гипотетически. Мэр Москвы и губернатор Московской области представили Президенту России предложения по расширению столицы. Согласно им, Москва вырастет более чем в два раза за счет расширения на юго-запад — оттого и центр города сместится. Силуэт “новой Москвы” теперь напоминает не нарисованную очень дрожащей рукой окружность, но замочную скважину.

Впрочем, он похож и на привидение, как его обычно изображают в детских книгах. В полном с ним соответствии предложения по расширению Москвы пока очень расплывчаты и туманны. В целом они были приняты, но на детальную их проработку уйдет не менее года. А глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин заявил “Интерфаксу”, что Москве может потребоваться до 20 лет, чтобы освоить и застроить присоединенные к ней земли. Необходимо изменять Генплан Москвы, после чего можно определять более точные сроки освоения 144 тыс. гектаров, присоединенных к столице. Пока предложения по расширению вызывают больше вопросов, чем ответов.

Белые пятна грандиозных планов

Итак, что мы имеем? Москву собираются расширить за счет большого участка между Варшавкой и Киевским шоссе до Большого кольца Московской железной дороги. Площадь новой территории — 144 тыс. га. Учитывая, что сейчас столица занимает всего 107 тыс. га, ее территория вырастет в 2,35 раза. Эта территория требует комплексного градостроительного планирования, которое будет предусматривать и административное и деловое строительство, а также появление новых образовательных и научных центров, сообщил Сергей Собянин.

Потенциал развития территории позволит построить 60 млн. кв. м жилья, причем плотность застройки будет в 2,5–3 раза ниже, чем в пределах МКАД. Как сказано в материалах, которые были представлены президенту, расширение позволит дать жилье 2 млн. москвичей и создаст 1 млн. рабочих мест.

Есть предложения и по транспорту. По словам мэра Москвы, они примерно совпадают с программой развития транспортного комплекса московского региона. В нее входят формирование в старых и новых границах города трех хордовых направлений, ремонт поперечных дорог в зоне 15–20 километров от МКАД и реконструкция радиальных направлений на головных участках за МКАД. Будет развиваться и метро: в предложениях содержатся пункты о строительстве новой линии метрополитена в Сколково, продлении линии метрополитена от станции “Юго-Западная” на два перегона — “Тропарево” и “Румянцево”, а также о продлении линии метрополитена от Южного Бутова на 1–2 перегона в сторону Коммунарки. Где не пройдет метро — пустят скоростной трамвай, причем в “широтном направлении”, чтобы транспортная сетка была более удобной для пассажиров. Железные дороги тоже не остались забыты. Предполагается первоочередное развитие железнодорожного транспорта в западном, юго-западном и южном направлениях, строительство соединительных железнодорожных путей между Смоленским и Киевским направлениями МЖД, модернизация и продление Усовской железнодорожной ветки. Ну а транспортно-пересадочные узлы будут работать на пересадку пассажиров с пригородных электричек на городской общественный транспорт.

Впрочем, некоторые тезисы о будущем Москвы и Подмосковья столь же расплывчаты, как и предсказания Нострадамуса, и допускают многочисленные толкования. Например, в опубликованном пресс-релизе “О совместных предложениях по изменению границ Москвы” содержится тезис о (точно цитируем) “строительстве двух железнодорожных вокзалов на Киевском и Курском направлениях МЖД в районе пересечения с автомобильной дорогой А-101”. Шутка в том, что Киевское и Курское направления Московской железной дороги с трассой А-101 (Калужское шоссе) не могут пересечься в принципе, они разбегаются от нее лучами. Может быть, под МЖД понимается Малое кольцо железной дороги? Но формально трасса начинается от МКАДа и тоже никак не может до него доходить. Непонятно.

Да и в целом сотрудники пресс-службы железных дорог России были несколько удивлены столь грандиозными планами правительств Москвы и области. Тем не менее пообещали принять все меры по скорейшей разработке реализации проектов, как только соответствующие поручения спустят специалистам компании “сверху”.
 
 
 
 
Как изменится МКАД

“Как и везде, на областных и федеральных трассах, на участке, который отдадут Москве, есть свои проблемные точки”, — рассказал “МК” заместитель главного инженера Мосавтодора Евгений Эстрин. Детальную оценку дорожной ситуации на данной территории Мосавтодор пока не делал, но главные труднопроходимые места в принципе известны. “В первую очередь необходима реконструкция старого Симферопольского шоссе от Щербинки до Подольска, сейчас это двухполосная дорога, по схеме территориального планирования МО она должна быть шестиполосной: одну полосу можно будет отдать под общественный транспорт, — объяснил господин Эстрин. — Также необходима реконструкция Калужского шоссе, которую сейчас осуществляет Росавтодор (начало работ там планируется уже на следующий год), и необходима реконструкция железнодорожного переезда в районе Ватутинок”. Киевское шоссе, которое также станет границей новой Москвы, сегодня является самым комфортным из всех перечисленных трасс. Уже в этом году дорога будет передана в доверительное управление госкомпании “Автодор”, будет реконструирована и станет платной. Сколько будет стоить проезд, пока неизвестно, однако на первом платном участке на федеральной трассе М-4 “Дон” в Липецкой области стоимость проезда для легковых автомобилей составляет один руб. за километр, около двух рублей для автомобилей массой от 3,5 до 8 тонн и около 4 рублей для транспортных средств массой выше 8 тонн. Не исключено, что и для Киевского шоссе будут действовать такие же расценки.

Что касается других транспортных планов, то предметно можно говорить только о расширении МКАД. Первая задача — увеличить пропускную способность рядом с торговыми центрами, коих вдоль трассы несколько десятков. Будут построены полосы разгона, дополнительные съезды, причем конфигурация последних станет совершенно иной. Выезды с территории торговых центров на МКАД будут делаться не под прямым углом, как сейчас, а по дуге. Транспортники утверждают, что начинать “расшивку” кольцевой автодороги нужно именно с ликвидации заторов у торговых центров. Несколько владельцев магазинов уже заявили, что готовы поучаствовать в строительстве локальных съездов к своим объектам.

Вторая задача — усовершенствовать пересечения МКАД с вылетными магистралями. Все развязки в виде клеверных листов (их 20) необходимо реконструировать, потому как они грешат двумя серьезными недостатками: съезды-въезды имеют лишь по одной полосе; потоки пересекаются при перестроении. Положительных исключений из правил немного. Среди них — грамотно сконструированная развязка на пересечении МКАД с Ярославским шоссе (4-уровневая, с длинными съездами и без пересекающихся потоков) и недавно открытая развязка на пересечении МКАД, Звенигородского проспекта и Новорижского шоссе. Проекты реконструкции развязок МКАД с вылетными магистралями не будут типовыми, как можно было бы предположить. Причина характерна: рядом с некоторыми “клеверными листами” построены огромные торговые центры, поэтому инженерам придется поднапрячься.

Следующая задача — построить дополнительные выезды из Москвы (один из них, например, появится в Ясеневе), а существующие — расширить за пределами МКАД (где-то на 3–5 км, а где-то и на 50 км).

И, наконец, эксперты рекомендуют снять напряжения с МКАД, построив множество дорог между соседними районами в черте города. Так, будут сделаны как минимум две связки между Варшавским и Каширским шоссе: одна — в районе улицы Подольских Курсантов; вторая — на продолжении Балаклавского проспекта (он уйдет в тоннель и соединит проспект с Кантемировской улицей). Особенно много подобных улучшений будет на востоке Москвы, в частности между Рязанским проспектом и шоссе Энтузиастов.

Сейчас специалисты оценивают, в какой последовательности будет идти реконструкция. Как бы ни было, все проекты должны быть выполнены до конца 2011 года.

Цена вопроса

Пока совершенно не ясны вопросы ни о прирезаемых к Москве землях, ни об их собственниках и обитателях. Большая территория из всех муниципальных образований, попадающих в новые границы Москвы, относится к Подольскому району. Как рассказали “МК” в администрации, никаких указаний сверху пока не поступало, а о новом статусе чиновники знают “как все, из телевизора”.

“Приоритетом развития нашего района сегодня является сельское хозяйство, а также малый и средний бизнес”, — рассказал “МК” руководитель администрации Подольского района Василий Музычук. В районе 11 молочных хозяйств, на их развитие в основном и делается упор. Эти же предприятия являются самыми крупными собственниками в районе, земли, естественно, используют по назначению. Остальная часть территории, а это больше половины, занята лесами федерального подчинения. По словам чиновника, город для правительства Москвы в Подольском районе строить особенно негде.

“В целом примерно две трети прирезаемой территории находится в частных руках”, — рассказал “МК” заместитель директора департамента индустриальной и складской недвижимости, земли компании Knight Frank Владислав Нигматулин. Крупнейшим собственником сегодня является группа “Абсолют”, чуть меньше земли у корпорации “Знак”, самым маленьким собственником является компания “Масштаб”, которая распродала много активов. У каждой компании в собственности десятки тысяч гектаров, треть земли находится в госсобственности, в том числе в ведомстве Министерства обороны. “В основном частные компании держат участки в категории сельхозземель, там очень маленькая налоговая ставка. Переводить в другую категорию — это, во-первых, платить большие налоги (учитывая территорию земель, сумма может возрасти на порядок), во-вторых, договариваться с местной администрацией, которая может попросить поучаствовать в развитии города и построить какие-то социальные объекты, например садик. А в Ленинском — одном из самых дорогих районов Москвы — одним садиком не обойдешься. Но если территория станет частью Москвы, компаниям не нужно будет реализовывать схему по переводу земли, территория автоматически станет землей населенных пунктов, что многим развяжет руки”, — поясняет господин Нигматулин. Однако, по мнению эксперта, ничего хорошего из этой схемы не выйдет: в этой части Московской области практически нет избытка мощностей для коммуникаций, нет и самих коммуникаций и инфраструктуры, что затянет строительство и потребует колоссальных вложений. “Маловероятно, что Москва сама займется строительством инфраструктуры, также непонятно, откуда возьмутся дополнительные мощности, которые во всем Подмосковье есть только на границе с Тверской областью. Даже в ближайших городах — Туле, Серпухове — их нет”, — говорит эксперт. Таким образом, от присоединения к Москве выиграют только девелоперские компании (по данным Knight Frank, земля вырастет в цене в два-три раза), но не будущие жители новой Москвы, так как инфраструктура там неизбежно будет отставать. С этим согласен и Василий Музычук: “Сейчас люди живут в коттеджах и частных домах на природе и ездят на работу в Москву, переезжать в застроенную столицу никто не рвется, это раньше была такая тенденция, но сейчас она совершенно обратная”.

После расширения Москвы произойдет колоссальное перераспределение бюджетных средств в пользу столицы: туда отдадут земельный налог, налог на юридические лица, ндфл и социальные выплаты. “И это притом что Московская область в Московской области существует проблема со сбором налогов, а губернатор Борис Громов даже выступал с инициативой перераспределить налоги, которые платят московские предприятия за работников из Подмосковья обратно в область, но ничего не вышло. Теперь область лишится еще больших денег”, — объясняет господин Нигматулин.

Так что споров вокруг “новой Москвы” еще будет немало. Зато не возникает проблем с законодательным одобрением президентской инициативы. Будут ли власти проводить референдум по вопросу изменения границ столицы и области? Ответ однозначный — нет.

— У нас уже есть опыт изменения границ между Москвой и Московской областью, в частности в районе Люберецких полей аэрации. Во всех муниципалитетах Москвы и Московской области в течение нескольких лет шли слушания, были созданы согласительные комиссии, которые устранили все вопросы. Если граница проходила через частную территорию, ее меняли таким образом, чтобы весь участок попадал в границу Москвы. Процесс носил характер уточнений, потому что цель — придание юридического статуса фактически сложившимся границам. Такой же алгоритм будет и в данном случае. Все претензии жителей будут сняты согласительными комиссиями, — объяснил “МК” зампред комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Валерий Парфенов.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости