Рубрика  /  О городе Подольске
Предложить новость
18 июля 2011 07:576398обсудить новость

Проспект Юных Ленинцев


230-ЛЕТИЮ ПОДОЛЬСКА ПОСВЯЩАЕТСЯ
 
 
Проспект Юных Ленинцев является частью Варшавского шоссе. Свое наименование улица получила вскоре после присоединения поселка Ново-Сырово к городу Подольску (1962 г.). Тайна переименования улицы в проспект еще не вскрыта. Но жителям поселка было важно узнать, что среди его улиц появился проспект. Может, среди полудеревенских улиц, частных домов и сараев, выгуливания коров это выглядело немножко иронично, однако присутствие проспекта, то есть широкой и прямой улицы в бывшей деревне (на момент присоединения деревня являлась поселком), ласкало и наполняло гордостью сознание жителей. По обе стороны Варшавского шоссе еще стояли деревянные дома (очень редко — камен- ные), но в градостроительном плане города уже рождалась перспектива. И мы видим разницу между прошлым и настоящим состоянием микрорайона. За неполные пятьдесят лет жизнь в этом уголке Подольска существенно преобразилась. Могло ли быть лучше? Конечно, могло.
 
 
В 60-х годах прошлого столетия на проспекте Юных Ленинцев, недалеко от железнодорожного моста, как и сейчас, находилась автобусная остановка «Цемянский поворот», метров через двести — железнодорожный переезд с будкой смотрителя, управляющего опусканием-подниманием шлагбаума. Далее начинался сквер с тополями и липами, который тянулся до поворота на Рязановское шоссе. Ширина сквера небольшая, метров 20. Далее стоял забор кондитерской фабрики. Где-то в середине сквера, в полутора метрах от забора, была установлена гипсовая скульптура советской героической летчицы тридцатых годов Полины Осипенко. Невысокого роста Полина, с парашютом, стояла на небольшом пьедестале (его остатки еще сохранились) и казалась невесомой. Скульптура находилась в каре аккуратной акации, а по углам росли липы. Иногда в День победы и 7 Ноября два пионера стояли «на часах» по обе стороны памятника. Эти дни были торжественными: лилась музыка из репродукторов, на зданиях вывешивались красные флаги, люди несли в руках флажки. Школьники под Красным знаменем и под барабанный бой шли к местам проведения торжественных линеек. Здесь детей принимали в октябрята и в пионеры.
 
 
Сквер, о котором идет речь, примерно до 70-х годов прошлого века назывался сквером им. Полины Осипенко. В обиходе слова «сквер» и «имени» не произносили, а говорили просто: «Пошли на Полину Осипенко» или «Пошли на Осипенко». Название потом стало как-то само собой исчезать. В 90-е годы его помнили люди старше 40 лет. Историю же о самой Полине Осипенко в основном все знали.
 

 
Информационная справка. Полина Денисовна Осипенко родилась 25 сентября (8 октября) 1907 года в селе Новоспасовка, Бердянский район Запорожской области. Советская военная летчица, майор (1939), Герой Советского Союза (2.11.1938). Окончила Качинскую авиационную школу (1932), в истребительной авиации была младшим летчиком и командиром звена. Установила 5 международных женских рекордов. Наиболее известны беспосадочные перелеты, совершенные Осипенко в 1938 году по маршрутам:
 
•Севастополь — Евпатория — Очаков — Севастополь;
•Севастополь — Архангельск (на гидросамолете было пройдено 2 416 км за 10 часов);
• М о с к в а — р а й о н Комсомольска-на-Амуре (24—25 сентября вместе с В. С. Гризодубовой и М. М. Расковой — за 26 часов 29 минут было пройдено расстояние в 6 540 км).
 
Осипенко погибла 11 мая 1939 года при исполнении служебных обязанностей, похоронена на Красной площади у Кремлевской стены. Награждена 2 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
 
Несмотря на небольшую ширину, сквер казался просторным из-за того, что пространство компенсировалось его длиной (где-то 200 метров). Варшавское шоссе имело ширину меньше нынешней. На стороне сквера не разрешались никакие строения. А автобусная остановка стояла за перекрестком. Прогулки в сквере между двумя рядами лип доставляли удовольствие. Это было верно еще и оттого, что движение на дороге было небольшим, шум машин еле доносился сюда. А главное, за сквером ухаживали, по нему пролегала асфальтированная тропинка, ведущая к скульптуре. Раньше дорога играла в этом месте чуть иное значение, она отделяла сквер от жилой застройки. Зеленый травяной ковер и молодые деревья сквера радовали глаз, кроме того, деревья и имевшийся кустарник скрадывали наличие забора «кондитерки». Но это место отдыха и уединения осваивали и люди недисциплинированные, и хулиганы. У одного часы украли, у мальчишек «мелочь» выгребли, девочку обидели, подрались. Стали поговаривать, чтобы детей туда гулять не пускали. Этому способствовала так называемая «хрущевская оттепель», когда не хватало продуктов, особенно обычного хлеба, насаждалась кукуруза, в магазинах продавался кукурузный хлеб. Вместе с оттепелью утрачивались некоторые моральные и нравственные ценности в обществе. Брежневское время ситуацию стабилизировало, однако не во всем. Некоторые традиции теряли или совсем потеряли смысл. Доживали свой век белые гипсовые скульптуры. Тем не менее следует отметить и положительное влияние гипсовых кумиров, которые создавали в обществе нужные ориентиры для воспитания подрастающего поколения.
 
Метрах в двухстах к западу от сквера имени летчицы Полины Осипенко по Рязановскому шоссе, за железнодорожной платформой, находился аэроклуб с самолетами и взлетно-посадочным полем. В 1933 году к открытию аэроклуба сюда поставили новые самолеты: «Рабочий Подольского завода», «Подольский колхозник», «Комсомолец Подольска».
 
Чтобы поднять Отечество, необходимо, чтобы оно само захотело подниматься. Пример героической женщины Полины являлся одним из многих примеров для молодежи 30-х годов, которые воспитывались на таких примерах и воспитывали своим примером других. Сквер довольно активно приходил в упадок в брежневские времена. Но времена Горбачева, особенно на стыке со временем Ельцина, окончательно добили сквер. С течением времени поселок разрастался вширь и в высоту, население увеличивалось, поселок окружали предприятия, шоссе полнилось движением машин, ширина дороги оказалась недостаточной. А если учесть, что вдоль федерального Варшавского шоссе населенные пункты также укрупнялись, что население страны и ее экономика раз- вивались, то объективно всякая задержка хотя бы одного автомобиля на дороге могла вызвать непредвиденные ситуации. Автобусные остановки с названием «Силикатная» в одну и другую сторону стояли напротив друг друга. По причине этого создавалась ситуация искусственного сужения дороги в этом месте. Во имя безопасности движения и безопасности граждан после долгих лет непринципиальных решений городские власти все-таки проявили мудрость: автобусная остановка на стороне движения в Подольск была перемещена на обочину, где сквер. Таким образом, первое организованное посягательство на сквер совершилось в самом начале 90-х годов. Цивилизация шагнула сюда — и скверу не быть. Автобусная остановка сегодня не просто укрытие от дождя, ветра, холода, но и аптека, и магазин «Продукты», были здесь и игровые автоматы. Вся середина бывшего сквера застроена под автосервис. Скульптуры Полины Осипенко давно нет. Многие теперь даже не знают, кто она.
 
 

 
 
Сквер завершался поворотом на Рязановское шоссе. У шоссе есть своя история. Если говорить лишь о шоссе до д. Рязаново, то история сравнительно небольшая, ибо на карте 1942 года не только шоссе, но и просто дороги, связывающей Ново-Сырово и Рязаново, не было. Значит, дорога возникла позже. Но уже в 60-х годах переезд через полотно Курской железной дороги закрыли, потому что нашли более удобное соединение Варшавского и Рязановского шоссе, минуя железную дорогу. Новый поворот устроили километра через два в сторону Подольска, возле остановки «АТП». С того времени дорога от Варшавского шоссе (проспекта Юных Ленинцев) до железнодорожных путей называется улицей Рязановское шоссе. Более того, северная окраина дороги считается границей между Подольском (микрорайоном «Ново-Сырово») и Подольским районом (Рязановским сельским округом). Но если идти по границе на север, то с правой стороны окажутся зады частного сектора, а с левой — район. Таким образом, историческая часть Ново-Сырово в черте города занимает узкую полоску шириной не более 50 метров (частные дома и придомовые их территории).
 

 
Если говорить о более глубокой истории городского участка Рязановского шоссе, то принято считать его с конца 13 века Большой Ордынской дорогой. Идя по ней на запад, мы могли попасть в д. Сырово (Старо-Сырово) и далее в Москву к Никольской башне Кремля. Идя в обратную сторону, — в село Васильевское (оставляя слева Ордынцы), Бяконтово и на излучине Пахры в том месте вброд перейти реку и далее по линии дороги попасть в Орду (г. Сарай). Собственно говоря, пересечение Ордынской дороги с Варшавским шоссе составляет нынешний перекресток, самый большой в микрорайоне. По другую сторону проспекта Юных Ленинцев Бывшая Ордынская дорога называется улицей Быковской. Устроение Большой Ордынской дороги можно поставить в заслугу благоверному Московскому князю Даниилу, сыну Александра Невского, и воеводе Федору Бяконту, сыновья которого основали практически все известные нам поселения: Плещеево, Бяконтово, Услонь, Быковку, Ордынцы, Борисовку, Покров, Захарьино, Щербинку.
 
 
Итак, за сквером — поворот на улицу Рязановское шоссе, за улицей особых примечательностей нет. Разве что далее идет историческая застройка и основа нынешнего микрорайона, то есть собственно деревня Ново-Сырово. Основанная в 1843 году она неизменно оставляет свое местоположение. Изменяются типы домов. Всегда они были личного владения: менялись хозяева, но даже время не очень торопилось изменить их фамилии. От Сырово, от начального Ново-Сырово сохранялись фамилии Вальковы, Суровы. А сколько испытаний пришлось пережить жителям деревни с момента их переселения на большую дорогу, именуемую Варшавское шоссе. Во-первых, дорога новая, во-вторых, дорога большая, с точки зрения безопасности надежда только на себя, на деревенское самоуправление да на Бога. Вместе со страной жители деревни принимали участие в войнах, особенно таких тяжких, как Первая мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная война. Погибли многие защитники Отечества, уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны и люди пожилые. Вслед за ними уходит и Ново-Сырово.
 
 

 
 

 
От корня микрорайона осталось всего домов 15. Если это не достойно стать примечательностью, то нет ценности ни в чем другом. Но стоит вспомнить время более близкое, начальные годы после вхождения поселка Ново-Сырово в состав города Подольска. На углу Рязановского и Варшавского шоссе еще существовал подвального типа магазинчик хозяйственного назначения, который жители называли «Керосинка». Действительно, в нем продавали керосин, керосинки, керогазы, фитили, бидоны, спички, мыло хозяйственное, иногда тазики, свечки и прочее. Помещение магазина находилось под землей, сверху небольшой холмик. Со стороны Рязановского шоссе был проход в широкие двери, внутри — перегородки из металлической решетки, за ними клети для товара. Магазинчик пользовался популярностью, так как в нем продавали самый необходимый товар по тому времени, да и магазин в землянке создавал непередаваемый колорит военного периода, чего-то тяжелого и родного, словно «со слезами на глазах». И запах, керосиновый запах! Нет, не вредный, а специфический магазинный, торговый. И продавщица — простая грубоватая женщина, а ее помощником или, возможно, заведующим был мужчина. Неизвестно почему, но именно «Керосинка» да «Полина Осипенко» вызывают у помнящих жителей чувства симпатии. Иногда, кажется, возврати сейчас эти атрибуты Ново-Сырово, старожилы всплакнули бы от умиления. Это чувство Родины. В общем-то место еще не занято. Надо заметить, что ни одного пожара или возгорания в магазине не было. А вот в кооперативном магазине, что был напротив кондитерской фабрики, помнятся пожара три; после последнего пожара магазин перестал существовать.
 
 
Если идти дальше по левой стороне проспекта Юных Ленинцев, мы заметим, что дома поредели. Пробелы уже застроены отнюдь не жилыми домами. Наметившееся в советское время мнение о размещении здесь промышленной зоны постепенно воплощается в жизнь. Нынешнее активное время это дело завершит очень быстро. Хотя жить в зоне влияния шоссе, среди промышленных предприятий не очень приятно. Жить в городе, а от города получать только шум и загазованность, согласитесь, не очень радостное явление. Печалиться ли тому, что умирает старое? Печалиться ли тому, что приходит новое? Что естественно, то естественно. Но ведь случилось так, что историческая застройка улицы Московской (ныне проспект Ленина) в центре города Подольска сохранилась. Там, где сильно общество, там могут появляться охранные территории. Беда окраинных территорий, то есть некогда поглощенных городом, заключается в том, что им сразу предлагается гордиться городской историей, навязывается признание городских достопримечательностей. И все это на фоне генерального плана по ликвидации исторической гордости самой окраины. Это не вина людей, находящихся у власти, это беда централизованного мышления общества, в том числе и власти.
 
 
 
 
 
Были еще две достопримечательности этой стороны проспекта Юных Ленинцев. Вдоль шоссе, как помнится, от Бутово к Подольску и за Подольск, на всем протяжении дороги имелись кюветы с организацией сточных вод по уклону к Пахре. Далее от дороги по ширине выдерживалось расстояние для ряда деревьев и травной полосы, за которой тянулась асфальтовая тропинка для пешеходов. Нигде не было преград. Пешеходная тропинка была обязательной частью строительства и обслуживания дороги. Никогда лужа не могла перегородить проезжую часть и пешеходную тропу: кюветы принимали все лишние воды. На участке проспекта Юных Ленинцев почти сохраняется этот классический вариант культуры. В 90-е годы работники Подольского ДРСУ поняли эту проблему и восстановили кюветы, но достичь прошлого уровня так и не смогли. И хоть руководство МЖРП-2 старается исключить обводнение этой территории, но лишь на отдельных участках.
 

 
 
Вторая достопримечательность запечатлелась в названии автобусной остановки «Школа», что напротив магазина «Интерьер-Строй». На месте самого магазина размещалась каменная одноэтажная начальная школа — здание простой и классической архитектуры. Это первая школа в поселке Ново-Сырово. Год ее открытия — 1913. Радостное событие накануне первой мировой войны. По состоянию на 1937 год называлась она Сыровской, в штате было 6 учителей, а учеников числилось 256. Для сравнения можно привести пример школы № 21 — около 900 учащихся, а в школе № 22 — 330 учащихся. Судя по этим данным, работа в школе шла напряженная: на каждого учителя приходилось более 40 человек. В школе учились все жители Ново-Сырово. Школа — это родное для каждого место, и, когда она перестает сушествовать, нас охватывает печаль, как о безвременно ушедшем из жизни человеке. Слава Богу, хоть осталось от школы само название. Так пишется история.
 
 

 
Ныне проспект Юных Ленинцев шумлив движением машин. Жители в домах вставляют пластиковые окна — необходимость нынешнего времени. Люди живут нервно, мечтают о тишине, но привязаны видимыми и невидимыми нитями к проспекту. Теперь никто не говорит о проспекте иронично. Проспект — заслуженное явление в микрорайоне. По левую сторону множество организаций, более 30, появляются новые. Среди них мебельный магазин «Шмель», продовольственный большой магазин «Карусель», аптечные склады и пр. До середины 70-х годов на месте «Карусели» находилось футбольное поле (любимое место отдыха спортивной молодежи), здесь проводились соревнования заводских команд по футболу. По правую сторону расположился микрорайон по современному типу застройки, а на востоке его снова ограничивают множество предприятий.
 
 
На границе проспекта, микрорайона и города, слева от дороги, установлена бетонная стела, метрах в 30-ти до поворота на предприятие ОАО «Щербинка-Вторцветмет». На стеле по вертикали написано «Подольск», а ниже — «1781 год», еще ниже герб Подольска. Каждый въезжающий или входящий в город человек, независимо от того, гражданин он нашей страны или нет, несомненно понимает, что в этот год основался город. Проспект от времени присоединения поселка Ново-Сырово к городу Подольску неизменно сохраняет свою длину: от моста через железную дорогу и до стелы примерно 2 км 500 м (73 столба освещения). Вот и завершилось наше путешествие по левой стороне проспекта Юных Ленинцев.
 
 
Е. А. ЖЕРДЕВ, при участии членов Клуба духовного краеведения Ново-Сырово А. М. Биказова, Л. И. Жердевой. 
Фото ПОДОЛЬСК.РУ
Источник: "Ваш шанс"

«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ