Рубрика  /  О городе Подольске
Предложить новость
10 октября 2007 11:5510160обсудить новость

Залинейный район. Часть I






Эта часть Подольска получила свое название из-за своего расположения - с 1869 года она отделена от центра города линией Московско-Курской железной дороги. Это один из самых мрачных и, одновременно, интереснейших районов города.


Предприятия и промзона


У станции "Подольск"

До начала ХХ века территория за железной дорогой практически не развивалась. Только в 1915 году, во время Первой мировой войны, здесь началось строительство крупного кабельного завода Московского товарищества меднопрокатных и кабельных заводов. Достроить же так и не успели из-за событий 1917 года.

В 1919-20 гг., во время Гражданской войны, на его базе было создано стратегически важное для большевиков предприятие по ремонту паровозов - завод "Пароремонт". Первый локомотив вышел из капремонта 2 сентября 1920 года.

В 1930 году завод "Пароремонт" в очередной раз перепрофилирован. Он стал называться крекинг-электровозостроительным (КЭС) и выпускал нефтеаппаратуру и электровозы для шахт. Кроме того, он же изготовлял тюбинги для московского метро.
8 апреля 1936 года заводу было присвоено имя наркома тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе. Возле проходной, выходящей на Железнодорожную улицу, в 1930-е годы была установлена его скульптура, одетая в характерную длинную шинель.


Памятник Орджоникидзе

Вокруг завода в 1910-30-е годы сформировались два крупных поселка - Северный и Южный.


Водонапорные башни-близнецы на Бронницкой улице


В 1920-60-е годы в Залинейной части города появились и другие заводы: кабельный, "Микропровод", аккумуляторный и т.д. Они образовали обширную промзону. В ней, судя по моим наблюдениям, есть достаточно много любопытных сооружений (по информации fairplay, у аккумуляторного завода есть даже водонапорная башня по проекту Шухова). Увы, попасть на территории заводов и осмотреть их подробно мне пока не удалось.



Блочное здание в промзоне. Очевидно, постройка 1920-х

А пока перейду к рассказу о достопримечательностях жилых кварталов Залинейного района. В основном, речь пойдет о поселках Северном и Южном. В первом из них сосредоточены любопытнейшие здания 1910-30-х годов, во втором - колоритная застройка 1940-50-х.


Поселок Северный

Поселок Северный, как верно указывает его название, находится с северной стороны от Завода имени Орджоникидзе. Вот планы двух его районов с наиболее ценной застройкой:

32,33 КБ

16,79 КБ



Большинство конструктивистских построек конца 1920-х помечены уже как 1930-е, чтобы не путать их с домами 1923 года.


1910-е

Самые старые здания в Северном были построены, очевидно, перед самой революцией и могут быть отнесены к образцам позднего модерна. Это двухэтажный дом с чертами неоклассицизма (Оржоникидзе, 4) и симметрично расположенные рабочие казармы (Оржоникидзе, 11 и 13).


Орджоникидзе, 13. Правый корпус 1915 года



Орджоникидзе, 11. Левый корпус 1915 года

Сейчас в рабочих казармах (Оржоникидзе, 11 и 13) по-прежнему находятся заводские общежития. Если бы не яркий красно-желтый цвет стен (это традиционная для Подольска гамма), эти здания были бы очень скромны. Единственная яркая деталь, позволяющая отнести их к модерну - это немного грубоватые, но стильные аттики по центру их дворовых фасадов.


Гигантский вазон летом

Небольшой сквер перед казармами украшен гигантским многоцветным сталинским вазоном (меняющим окрас в зависимости от времени года) и мрачноватыми фонарями-торшерами с олимпийской символикой.



Мира, 6. Обращенный во двор парадный фасад имеет немало черт дореволюционной архитектуры.


Мира, 6. Задний фасад гораздо больше похож на своих собратьев 1920-х годов.

Еще одно здание (Мира, 6) следует отнести к переходному типу - в нем есть черты и дореволюционной, и советской архитектуры. По аналогии с известными домами на улице Чкалова в подмосковном Красноармейске я бы его также датировал серединой 1920-х.


1923


Дом 1923 года. Дворовый фасад, он же главный

Старейшие советские здания (по крайней мере, из датированных) в этом квартале возведены в 1923 году. Напомню, в этот год строительство каменного жилья в СССР было огромной редкостью. Здесь же перед нами не просто отдельный дом, а небольшой ансамбль, сформировавшийся возле предреволюционных рабочих казарм. Это дома 8 и 10 по нынешней улице Мира (любопытно было бы узнать, как она называлась в 1920-е).


Дом 1923 года. Вид сзади, от маленькой улицы Мира

Рубеж 1920-30-х

Вторая волна зданий в Северном появилась уже в конце 1920-х - начале 1930-х.
Построенные неподалеку от западной заводской проходной дома на Железнодорожной улице (№14) и в Северном тупике (№3, №5) имеют строгий и мрачный облик, традиционный для околофабричной конструктивистский архитектуры Подмосковья.


Железнодорожная, 14. Мрачный дом с гастрономом


В Северном тупике


Примыкающие к кварталу рабочих казарм конструктивистские здания на улицах Орджоникидзе (№9) и Северной (№1 и №2) - более праздничны. Если дом №1 - это обычная для тех лет полосатая трехэтажка, то дома №9 и №2 - очень гармоничные и интересные образцы конструктивизма.


Орджоникидзе, №9. Конструктивистский дом конца 1920-х. Это достаточно редкий тип домов, но не уникальный - подобные есть и в Москве, на проезде сестер Черепановых в Лихоборах.


Орджоникидзе, №9. Задний фасад


1930-е

С середины 1930х крупного жилищного строительства в поселке не велось. Тогда в Подольске действовал запрет на многоэтажное строительство в этой части города - дома возводились в центре города и в Межшоссейном районе.


Орджоникидзе, 7. Заводоуправление

В Северном построили только импозантное здание заводоуправления ЗиО (Орджоникидзе, 7) и расположенный неподалеку, на углу улиц Орджоникидзе и Железнодорожной, поселок из немного странного вида двухэтажек.


Орджоникидзе, 4. Неоклассическая двухэтажка

Старейшая из них - N4 по улице Орджоникидзе, несмотря на переделки, носит черты неоклассицизма, что, скорее всего, говорит о ее дореволюционном происхождении. Остальные же - явно советские.


Орджоникидзе, 3. Двухэтажка первой половины 1930-х. Подобные еще недавно стояли в подольском Кооперативном проезде

Если одна из двухэтажек (№3) выглядит типично для начала 1930-х, то другие крайне необычны из-за излишне рельефного и монументального для столь скромных зданий декора (часть из них сейчас реконструируется, но первоначальные формы пока видны). Возможно, в этих домах когда-то жило заводское начальство, из-за чего им и был придан столь торжественный вид.


Железнодорожная, 6-8. Монументальные двухэтажки (слева и справа). На заднем плане виден старый металлический фонарь и бок предреволюционной двухэтажки (в центе кадра).



Железнодорожная, 8-12. Монументальные двухэтажки.


Клуб


Мира, 4. Фасад дома культуры

Также к тридцатым, судя по формам и плану, стоит отнести и крупное здание заводского дома культуры (ул. Мира, 4).


Мира, 4. Фронтон

В конце 1950-х оно было капитально отремонтировано в позднесталинском стиле, получив (как и ДК имени Лепсе) парадный фронтон с фигурами советских людей. Одна из лепных деталей - новенький круглый спутник - символ наступившей хрущевской эпохи.


Мира, 4. Задняя часть клуба


1940-е


На Северной улице

Сразу после войны жилищное строительство в поселке возобновилось. Между улицами Мира и Энтузиастов появилось несколько трехэтажных домов.


Мира, 15. Красно-желтая трехэтажка середины 1940-х. Небольшой проезд на переднем плане - это и есть улица Мира.

Старейшие из них расположены на углу с Северной улицей (№7, №15, №16) - они практически лишены декора, зато имеют уже знакомую нам желто-красную окраску. Очевидно, они были построены или сразу после войны, или в ее последние годы, когда еще не были разработаны типовые серии малоэтажных домов.


Мира, 13. Блочная трехэтажка конца 1940-х

Остальные трехэтажки построены по типовым проектам конца 1940-х - подобные можно встретить во многих других городах.


1950-е

Дальняя часть квартала построена уже в начале 1950-х. Самый любопытный из них - четырехэтажный дом №7 по улице Мира - носит на фасаде загадочную аббревиатуру УНР-661, выложенную кирпичами.


Мира, 7. Дом с аббревиатурой

Дома сейчас несколько обветшали, но до сих пор хранят немало примет советского времени - старые вывески на магазинах, планировку дворов и стильные металлические фонари 1950-х. На одной из стен можно увидеть любопытную социальную рекламу народного происхождения.


Абсолютно солидарен


Гулевский


Поливановская, 1. Дом со скошенным углом

Еще один любопытнейший квартал расположен в районе Гулевского проезда и Поливановской улицы - это пятиэтажные кирпичные дома второй половины 1950-х. На их облике противоречивым образом сказалась три советских стиля - хрущевский, сталинский и конструктивизм.
Построенные в переходных формах от первого ко второму, они имеют необычные скошенные углы верхних этажей, подчеркнутые балконами. Как мне кажется, это чисто ретроспективистская попытка реанимировать формы архитектуры 1920-х на новом материале.


Гулевский, 1. Еще один пример переходного стиля - парадный эркер на боковом фасаде больницы. Все остальное здание выдержано в духе хрущевской скромности.


В этом квартале так же, как и на улице Мира, сохранилось несколько старых фонарей. Еще одна достопримечательность - аутентичная вывеска "Булочная" на одной из пятиэтажек начала 1960-х, выполненная в стилистике предыдущего десятилетия.


Батырева, 4/3. Вывеска "Молоко": дизайн 1950-х, исполнение начала 1960-х


Промболото

Остальную часть района занимают или промзоны, или обширная частная застройка.


Промболото

В районе Авиационной и Поливановской улиц стоит осмотреть крупное болото-помойку с торчащими из него мачтами ЛЭП и недостроенными промышленными объектами. Летом там гнездятся множество чаек. Зимой их нет, но все равно романтично.


Обитатели промболота

Рядом с промболотом находится еще одно чудо архитектуры - великолепный дворец при подстанции, построенный из типовых бетонных деталей. Отмечу, что это не единственное подобное сооружение в Подольске - еще один есть в Шепчинках.


Типовой энергетический дворец

автор Николай Калашников


«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ