Рубрика  /  Увлечения и отдых в Подольске
Предложить новость
20 марта 2012 10:581246обсудить новость

Ивановское: вчера, сегодня, завтра


В бывшую боярскую вотчину Головиных ныне можно приехать на четвёртом маршрутном автобусе от железнодорожной станции Подольск. Конечная остановка – посёлок им. Володарского. Здесь, на краю города, если прислушаться, можно услышать скрип крестьянских подвод, перевозящих нехитрый скарб на новое место жительства. Обустраиваемое здесь крепкое поместное хозяйство принадлежало окольничему первого выборного царя из династии Романовых Елчанинову и братьям Головиным. Во времена оные от государевых щедрот Михаила Фёдоровича получили они здесь землю.
Выросшее на крутом берегу реки Пахры село потом назовут по имени одного из них, Ивана Головина, — Ивановское. Впервые Ивановское как вотчинное владение, упоминается в исторических источниках с 1627 года.
 
 
Строилось село основательно, на века. Как грибы после дождя выросли здесь деревянные крестьянские дворы, просторные и украшенные витиеватой резьбой мастеров хозяйские хоромы, поднялась к небу церковь Христова Вознесения. Головины недолго делили землю с Епанчиным и скоро стали её единоличными хозяевами почти на 130 лет.
 
 
Однако пришло и их время расстаться с вотчиной. Новым её владельцем с 1796 года стал Фёдор Андреевич Толстой, двоюродный дед знаменитого писателя Льва Толстого. При нём на месте бывшего деревянного господского дома была построена каменная усадьба. Её впоследствии унаследовала дочь Фёдора Андреевича Аграфена Толстая (в замужестве Закревская). Её супруг Арсений Закревский, генерал, участник Бородинского сражения, тоже приложил руку к изменению облика вотчинного владения. Находясь 17 лет в отставке, Арсений Андреевич пристроил к усадебному дому, к западному и восточному его флигелям, ещё один этаж.
 
 
Пережив ещё двух владельцев, последним из которых был представитель знаменитой купеческой династии Бахрушиных – Александр Алексеевич, последующий облик усадьбы практически не претерпел изменений. Менялось само время. В революционные годы по её залам ходили представители победившего пролетариата, а после Великой Отечественной войны усадьбу испортил «квартирный вопрос». С жильём были проблемы, и власть, не долго думая, разгородила усадьбу на коммуналки. Она же в декабре 1987 года их и убрала. В жизни усадебного дома начался новый период, он преобразился в музей профессионально-технического образования РСФСР (ныне государственное учреждение «Федеральный музей профессионального образования»).
 
 
Несмотря на достаточно подробные исторические исследования, памятник архитектуры ещё хранит много тайн. По усадьбе и сейчас бродят тени прошлого.
 
 
– Реальных архивных документов продажи усадьбы Головиными не сохранилось, но есть ссылки на них в других исторических источниках, – говорит сотрудница музея Наталья Чекръкчиева, – на основании их можно предположить о существовании ещё одного владельца этой вотчины. В период с 1760 по 1770 год ею владел фельдмаршал Каменский, который возглавлял Русскую армию и стал фактически предшественником Михаила Илларионовича Кутузова.
 
В пользу этой версии говорит факт существования на территории усадьбы памятника военачальнику. В архивах музея есть фотография позирующих перед ним членов семьи Бахрушиных. Увы, бюст фельдмаршала не дожил до наших дней.
 
 
По словам директора музея Тамары Тархановой, краеведы до сих пор ищут документальные подтверждения посещений усадьбы Александром Сергеевичем Пушкиным, посвятившим Аграфене Фёдоровне Закревской стихотворения «Портрет», «Наперсник», «Когда твои младые лета...».
 
Невероятным образом сохраняет усадьба свои старинные театральные традиции, начало которым положила также Аграфена Закревская. Здесь до сих пор жив дух сцены, и в храм Мельпомены приходят зрители теперь уже на представления артистов творческого коллектива «Ивановское».
 
 
Довлеют над усадьбой и другие приметы времени. Урбанизация наступает. Вокруг шестнадцати гектаров исторической земли высятся современные дома из стекла и бетона. На противоположном берегу Пахры сквозь вековые деревья проглядывается «муравейник» коттеджного посёлка. Полностью исчез Конный двор, разобранный в своё время на кирпичи, и часовенка над коньком усадебного дома. Каретный сарай и вовсе выпал из исторического прошлого. Даже не знаю, как сказать: то ли он находится на территории воинской части, то ли она стала частью архитектурного ансамбля. В плачевном состоянии находится Померанцевая оранжерея. Когда-то в ней росли экзотические цветы и растения, зрели необыкновенные заморские фрукты.
 
 
Сегодня от всего этого ботанического великолепия даже корешков не осталось.
«Товарный» вид сохранили усадебный дом, его крылья и Парковый павильон. Наталья Чекръкчиева говорит, что конфигурация поместья (центральное здание и флигеля), образующая русскую букву «П», означает «покой», но здесь, похоже, он только снится. Парадное лицо усадьбы подкрашено и оштукатурено, но своей тыльной стороной, выходящей к реке, она остаётся даже не историческим, а старческим памятником. Ржавыми потёками с крыши стекает былое великолепие в Пахру, морщины трещин вдоль и поперёк пересекли обратную сторону фасада. Напротив Паркового павильона расположился зелёный короб подсобки или гаража с живописной надписью в стиле граффити «Анечка».
 
 
 
 

 
 
Кладовая времени
 
И это  было бы  грустно, не будь у усадьбы верных друзей, подвижников сохранения её самобытности, исторического облика. В залах музея выставляют свои работы Анна Журавлёва и Алла Самохина. Им, подольчанкам, не безразлична «биография» своей малой родины. Своим талантом, мастерством они хотят снискать усадьбе былую славу и известность. Их руками творится здесь её современная история.
Два новых принципа, закладываемых в будущий облик усадьбы, сформулировала и претворяет в жизнь сотрудница музея Марина Морозова. Они легли в основу создаваемой экспозиции и проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» и «Изобретай велосипед для путешествия во времени».
 
 
Её цель, говоря научным языком, состоит в локализации у посетителей словесно-логической, эмоциональной, образной, сенсорной, аудиальной, топографической и осязательной памяти. Самое удивительное, что вся эта научная заумь работает. Поглядел и убедился на собственном опыте.
 
 
Пока в экспозиции две комнаты, но по ним можно ходить или сидеть здесь часами. Все экспонаты можно трогать и даже пользоваться ими. Арифмометр, радиола, гусиное перо и многие другие атрибуты былых времён всегда в рабочем состоянии. Старинные вещи из разных эпох собраны и живут отдельной жизнью под одним выставочным названием «Кладовая времени». Здесь можно поностальгировать по прошлому. Пощёлкать замочком на фибровом чемодане или перебрать и даже примерить что-нибудь из гардероба бабушек и дедушек. Подержать в руках и поиграть с их деревянными куклами и плюшевыми мишками.
 
– А стул зачем прибит к потолку? – спрашиваю Марину.
– А  это – символ меняющегося пространства времени.
 
Качаю головой, а за моей спиной мерно тикает целая стена часов. Ходики, будильники ведут отсчёт времени, под их неумолимым, бдительным взором посетители уходят и возвращаются из путешествия в прошлое. Причём с двойной пользой для себя. Наиболее активным участникам этой игровой экспозиции выдаётся специальный диплом, дающий возможность бесплатного посещения музея в течение года.
Прошлое музея, усадьбы неразрывно связано с его настоящим. Сотрудники музея надеются на особое внимание властей к восстановлению памятников архитектуры, разработки программы передачи их по необходимости в частные руки без изменения профиля их основного предназначения. Надеются на появление в ближайшем будущем городской программы, внедрение которой, умноженное на соответствующие изменения в федеральном законодательстве, даст дополнительный импульс развитию и восстановлению старинной вотчины.
 
 
Будущее музея связывают и с постоянной, системной помощью министерств культуры РФ и Московской области, комитета по культуре, туризму и рекламно-издательской деятельности городского округа Подольск. Его руководитель Ольга Шаталова давно не делит понятие «культура» на федеральную и муниципальную. Через неё не могут проходить границы округов, районов и областей. Наверное, поэтому всемерное развитие туристической индустрии Подольска входит в первоочередные планы Ольги Леонидовны.
 
 
Привлечение «паломников» к старинным усадьбам, историческим памятникам неотделимо от заботы о них, поддержания их инфраструктуры, продвижения творческих инициатив сотрудников и персонала, сохранения первозданного ландшафта, реставрации.
 
Совсем недавно в бывшую вотчину Головиных прилетела ещё одна благая весть. Благодаря вниманию федеральных властей к проведению в усадьбе восстановительных и реставрационных работ к ней «прикрепили» известного олигарха. Не упоминаю его имени, исключительно чтобы не создавать ему лишней рекламы. Надо надеяться, под такой опекой и с такой поддержкой средств хватит и на обновление усадебного дома, и на приведение в порядок шестнадцатигектарного земельного участка.

 
Фото автора


«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ