Пьеса «Человек из Подольска» взбудоражила театральную жизнь России. А для прозаика Дмитрия Данилова стала не просто драматургическим дебютом, но принесла ему «Золотую маску».
Сейчас спектакль о подольчанине, попавшем на странный полицейский допрос, ставят во множестве регионов, в Москве же материалом занимается модный театр «Практика».
Фото: ГТРК Марий Эл.
Серый, неприглядный, унылый – таким часто кажется пейзаж за окном электрички, в которой жители Подольска ежедневно ездят на работу в Москву. Герой пьесы Данилова — один из них. Типичный обыватель лет 30, который живет автоматически: трудится в скучной «районке»; встречается с женщиной из-за привычки; да и родной город ему совершенно неинтересен, это же не Амстердам. В общем, существует с ощущением какой-то безысходности.
По невыясненной причине безымянный Человек из Подольска оказывается в отделении полиции. Протокольный допрос сразу же превращается в фантасмагорию. Здесь ему зададут странные вопросы: о численности населения и дате присвоения Подольску статуса города. «Историю не любишь, работу свою не любишь, городом родным не интересуешься…» – вынесет неутешительный вердикт следователь.
Пьеса – чистый абсурд, местами пугающий и жестокий; и вывод у каждого будет свой. Но однозначно благодаря этому материалу имя нашего города теперь звучит в культурной жизни России (и не только).
Портал «Подольск.ру» пообщался с автором пьесы Дмитрием Даниловым.
– Как бы вы описали пьесу «Человек из Подольска» одним предложением?
– Абсурдная пьеса о том, как мы видим (или, скорее, не видим) окружающую нас реальность.
– Сам главный герой – это собирательный образ маленького человека или вы вдохновлялись чертами кого-то конкретного?
– Исключительно собирательный. Он не списан ни с какого конкретного человека. Просто усредненный образ современного молодого горожанина с некоторыми интеллектуальными запросами.
– Как родился замысел пьесы? Что вас вдохновило?
– Я уже сейчас точно не помню, это было очень давно (я долго, несколько лет, придумывал эту пьесу). Я просто обратил внимание на заголовок какого-то материала в интернете, где говорилось о некоем странном допросе в полиции. Подумал, что было бы интересно написать пьесу о странном допросе и еще более странных полицейских-интеллектуалах.
– Почему местом действия стал именно полицейский участок? Довольно жуткое место для разговоров о прекрасном...
– Мне показался интересным именно этот контраст: место, где обычно люди подвергаются грубому насилию того или иного рода, оказывается местом разговора о каких-то важных вещах. Хотя и насилия в пьесе очень много. Героя подвергают жесткому психологическому насилию.
– В пьесе вы сознательно использовали упоминание самых нетуристических районов города - Цемзавод, Силикатная?
– Это как-то случайно получилось. Да и нет в Подольске особенных каких-то туристических районов, как мне кажется. Разве что церковь в Дубровицах.
– Героиня пьесы, говоря, что ей нравится город, вспоминает силуэт завода. Почему именно это символ?
– Просто я вспомнил очень хорошую фотографию этого завода, сделанную как раз из окна электрички. Никакого особого символизма я в это не вкладывал.
– Какие черты объединяют вашу пьесу "Сережа очень тупой" и "Человек из Подольска"?
– У них много близких черт, они вообще похожи. По механизму возникновения конфликта (в жизнь простого обывателя вторгается нечто иррациональное), по составу персонажей.
– В одном из интервью вы говорили, что в течение 10 лет часто бывали в п. Быково. Что вас туда привело?
– Я жил в Быковке в течение пяти лет (2002-2006), это была наша с женой первая собственная квартира. И я в это время очень часто бывал в Подольске – в основном, ездил за интернет-картами, которые в Быковке не продавались. Это была эпоха, когда к интернету подключались через модем, и оплата была повременная, по картам. Выделенные линии тогда еще не были распространены.
– Вы упоминали, что в Подольске вам нравится целый квартал, построенный в стиле конструктивизма.
- Я имел в виду прежде всего комплекс действительно красивых конструктивистских зданий на Революционном проспекте.
Революционный проспект
– Вы сейчас бываете в Подольске? Какие места в городе лично вам запомнились? Есть ли среди них те, что нравятся?
- Сейчас уже нет. Но я там часто бывал несколько лет назад. В этом городе жил мой близкий друг, прекрасный музыкант Анатолий Монахов. Собственно, моего главного героя я поселил в доме Толика по адресу Красногвардейский бульвар, 15. Квартиру только другую указал. При этом должен отметить, что мой друг не имел ничего общего с героем пьесы, он был очень активным, боевым человеком, и он не стушевался бы в отделении полиции. К сожалению, Толик четыре года назад умер. Перед этим он тяжело болел, и я часто его навещал в Подольске.
Красногвардейский бульвар, 15
В городе мне больше всего нравится центр: Революционный проспект с уже упомянутыми конструктивистскими зданиями; сквер вокруг Воскресенской церкви, откуда открывается прекрасный вид на город; площадь Ленина – вроде бы, обычная советская площадь, но там какая-то хорошая атмосфера; стадион "Труд" – был там однажды на футболе. Мне вообще нравится Подольск, воспринимаю его как что-то почти родное, хотя сам я коренной москвич.
В настоящее время посмотреть спектакль можно в столичном театре "Практика". Там историю о подольчанине перекрещивают с другой своеобразной пьесой Дмитрия Данилова - "Сережа очень тупой".