Рубрика  /  Увлечения и отдых в Подольске
Предложить новость
05 марта 2015 13:421686обсудить новость

Бестселлеры по-подольски: Дом книги отвечает


Интерес к бумажной книге неуклонно падает, это признают эксперты книготорговой отрасли и чиновники. Специалисты говорят о разных причинах, однако многие сходятся во мнении, что книги нынче заменяют телевизором и Интернетом.

По данным опроса ВЦИОМ, опубликованным летом прошлого года, около 35 % россиян практически не читают книг. 13 % опрошенных россиян выбирают для чтения книги о любви. Второй по популярности жанр - книги по истории и исторические романы: 11 % респондентов (этот жанр особенно популярен у людей старше 35 лет). 9 % отдает предпочтение классической русской и зарубежной литературе, на таком же уровне держится популярность фантастической литературы. Довольно высокие показатели у книг для детей - их читают 8 % опрошенных. Невысокие показатели популярности у религиозной литературы и поэзии - 6 % и 5 % соответственно. Из тех, кто совсем не читает книги, большинство старше 45 лет. Среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет практически не читает каждый четвертый опрошенный.

 Магазин


Корреспондент Podolsk.ru пообщался с заведующей отделом Дома книги на проспекте Ленина – крупнейшего книжного магазина города – Ковальковой Еленой Викторовной и выяснил, что чаще всего приобретают подольчане и как изменилась ситуация на книжном рынке за последние годы. 

Что приобретают покупатели

– Традиционно подольчане отдают предпочтение классике. И сегодня, как и пять-десять лет назад, в топах продаж лидируют издания произведений Льва Толстого, Ивана Тургенева, Александра Пушкина; среди зарубежных авторов – книги Гарсиа Маркеса, Эриха Марии Ремарка. Конечно, для чтения на досуге подольчане, как и жители других городов, с удовольствием выбирают детективные романы и фэнтези. Востребованы у нас и громкие бестселлеры, и номинанты литературных премий. Например, среди бестселлеров февраля – лауреат премии «Большая книга» роман Захара Прилепина «Обитель», историко-документальные книги Бориса Акунина, вышедшие в рамках его проекта «История Российского государства», и конечно же, не могу не отметить новый всплеск интереса к давнему бестселлеру Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» в связи с выходом в прокат экранизации романа. Хотя, конечно, не хотелось бы ставить этот роман на первое место по литературно-художественному содержанию.


 Наиболее часто покупаемые книги этой зимы:

 
Роман «Обитель», Захар Прилепин.
Цикл «История Российского государства», Борис Акунин.
Роман «Пятьдесят оттенков серого», Э.Л. Джеймс.

 


Секреты популярности

– Как вы считаете, что влияет на то, чтобы книга была замечена покупателем?

– В данном случае правильнее говорить о комплексном воздействии на выбор покупателя. Это может быть и специальная выкладка в разделе новинок, и POS-материалы, предоставленные издателем, и рекомендация продавца. Но всё это работает в том случае, если покупатель, зайдя в магазин, не определился с выбором. В большинстве же случаев сегодня подольчане посещают книжный магазин со вполне сложившимся запросом. Иными словами, они заранее точно знают, что хотят приобрести (по рекомендации учителей, друзей, рекламы в интернете). 

Однако нельзя однозначно ответить на вопрос о том, какие из книг последних десяти лет можно считать наиболее успешными. Есть образовательные проекты (учебные пособия), которые всегда востребованы в рамках школьной программы. Есть детская литература, и здесь свой круг востребованных авторов (Маршак, Успенский, Носов, Волков). Есть литературно-художественная книга для взрослых… И здесь, пожалуй, наиболее динамично меняются пристрастия читателей, находящихся то под впечатлением от успешного кинофильма, снятого по книге, то под давлением масштабной рекламной кампании издателя. Например, первые книги проекта «Гарри Поттер», поддержанные выходом на экраны кинофильмов о приключениях юного волшебника, пользовались подобной популярностью – изданий не хватало всем желающим.

Когда издатели говорят, что будет проводиться большая пиар-акция по какому-то произведению и, соответственно, будет выходить фильм, мы сразу делаем соответствующие заказы. 20-30 экземпляров разлетаются в течение недели – после выхода фильма спрос увеличивается. Поэтому мы стараемся предусмотреть, сколько народа придет за конкретной книгой и всех желающих обеспечить экземплярами. Например, после выхода фильма "50 оттенков серого" мы стали продавать в неделю минимум 50 экземпляров романа. Любая книга до выхода фильма не пользуется спросом, после выхода – в два-три, а иногда и в пять раз увеличивается спрос.

Книжный магазин


 О кризисе «бумаги»

– Последние годы мы отмечаем снижение экземплярных продаж бумажной (традиционной) книги. Книг именно в количестве, в штуках покупают меньше. Однако происходит ли это по причине роста интереса к электронной книге или по каким-то другим причинам однозначно утверждать я не могу... Сделать традиционную книгу "предметом сувенира", я считаю, очень сложно. Книга для сегодняшнего поколения не является подарком в абсолютном большинстве случаев. Речь может идти лишь об удобстве "потребления" чтения. Кому-то удобнее читать с экрана, а кому-то – в традиционном бумажном варианте. Я оптимистично настроена и считаю, что бумажная версия еще долгие годы будет привлекательна для читателя.

– Такая же ситуация в изданиями для малышей  или там все немного иначе за счет наглядности, важной для покупателя?

– Наглядность на самом деле ни при чем. Пока это в большей степени выбор родителей, бабушек и дедушек, для которых книга ценна именно в своем бумажном воплощении.

  - К сожалению, книг о Подольске практически не было и нет в продаже. Хотя спрос на них неизменно присутствует. Но пока мы вынуждены предлагать подольчанам лишь сувенирную продукцию о Подольске. И, на мой взгляд, это большая проблема. Литературные, писательские объединения города, редакции периодических изданий могли бы подготовить книги, которые наш магазин с удовольствием предложил бы подольчанам.

Как сэкономить

– Сейчас большинство крупных издательств предлагают издания эконом-класса. И "Эксмо", и "АСТ", и "Аттикус" (серия "Эксклюзивная классика", "Азбука-классика", Pocketbook и другие). И этот тренд присутствует на рынке уже не менее двух-трех лет и никоим образом не связан с декабрьскими событиями. Дом книги не проводит специальных дисконтных акций, но постоянно предлагает покупателям книги по минимально возможным ценам.


Уже не первый год идут споры о том, как вернуть людей к литературе. К примеру, в октябре прошлого года министр культуры Владимир Мединский на церемонии вручения премии «Ясная Поляна» раскритиковал школьную программу по литературе: «Школьная программа старших классов способна породить глубокое отвращение к классике», – заявил министр, выступая перед журналистами.

Мединский поделился с собравшимся своей обеспокоенностью тем, что сегодня в России, как и во всем мире, чтение не носит массового характера: «Треть населения России вообще не читают книг, – подчеркнул Мединский. – Мы все должны задуматься о том, как вернуть массовый интерес к чтению в стране».

Интерес к чтению падает не только потому, что люди не хотят читать. Есть ещё одна проблема. С каждым годом книги становятся всё менее доступными, дорожают. А количество книжных магазинов постоянно сокращается. Так, за два года в России закрылось более 1000 книжных магазинов. В результате по всей стране их осталось не более 1500 - на 143 млн населения, то есть примерно 1 магазин на 100 000 человек. Во Франции с населением примерно 65 млн человек книжных магазинов - 3500 (данные, озвученные в рамках круглого стола "Книга и чтение в культурном пространстве России", прошедшем в марте прошлого года в Комитете Госдумы по культуре).

Конечно, можно успокаивать себя тем, что интерес к чтению падает во всём мире. К слову, на том же «круглом столе» говорилось, что среди самых читающих стран мира стотят вовсе не Германия, Англия и Франция, а Индия (1-е место), Китай (2-е место) и Таиланд (3-е место). Так что наше 7-е место еще не подчеркивает статуса страны третьего мира. К слову, первое место по развитию детского чтения (дети до 10 лет) занимает Гонконг, мы же – на втором.

Наверное, снижение покупательского интереса к бумажной книге – результат объективных процессов, связанных, в том числе с развитием  благосостояния, технического прогресса, доступностью информации и появлением новых форм досуга.

Год литературы обещает множество тематических мероприятий. Большие надежды высказывают и все представители книжной отрасли.

Источник: Подольск.ру

«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ