Рубрика  /  Карьера, Работа, Образование
Предложить новость
27 марта 2015 09:001717обсудить новость

Когда рыба – селедка: cоветы логопеда родителям


«Радива», «мульчик», «пиписин» – устами младенца склоняется несклоняемое и переиначивается привычное. Дефекты речи и коверканье слов свойственны всем детям, а нередко и взрослым. Но до какого возраста неправильное произношение считается нормой? И что делать для того, чтобы у ребенка изначально формировалась чистая речь? Читайте в нашем материале.

hqdefault

Фото: х/ф "По семейным обстоятельствам". СССР, 1977.



Синдром Маугли


Ирина Юрьевна Фетисова исправляет детскую речь уже 16 лет. Логопед работает в одном из городских детских садов и в детском центре "Ириска". В последние годы педагог отмечает тенденцию к изменению дефекта дикции.


– Он становится более сложным. При этом речевое нарушение сопровождается синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В итоге ребенок не может сосредоточиться, долго выполнять задачу, отвлекается, не воспринимает словесную инструкцию; детей тяжело усадить. Например, современные дети плохо и с нежеланием слушают детские книги, а больше смотрят телевизор. Думаю, что причина здесь – ритм жизни родителей, вечно занятых бесконечными проблемами. Современная действительность накладывает отпечаток, в том числе и на наших детей.


У меня была такая девочка. Мама обратилась с проблемой: ребенок в 4 года не разговаривает. Я задала вопрос: «А как вы с дочкой общаетесь дома?». На что мама ответила: я прихожу с работы, включаю телевизор и иду готовить, а в это время дочка смотрит молча телевизор. В том случае девочка даже не ходила в детский сад.

Важно помнить, что ребенок овладевает речью по подражанию. Если ему не с кем общаться, то он окажется погружен в ситуацию Маугли. 

zanjatija_s_logopedom_iriska_podolsk

И.Ю. Фетисова, логопед детского центра "Ириска"


К слову. В классических учебниках по логопедии сказано, что до четырех-пяти лет ребенок имеет право на косноязычие. Например, на неправильное произношение определенных звуков: верхнего подъема – «р», «л», «ш», «ж», которые обычно и коверкают дети. Подобная «скидка на дефект» связана с тем, что органы артикуляционного аппарата созревают только к пятилетнему возрасту. Тем не менее, если в два года у ребенка не возникла фразовая речь, родителям нужно обратить на это внимание. Впрочем, бить тревогу не стоит. Специалисты советуют начать с себя: проанализировать, достаточно ли внимания вы уделяете малышу, общаетесь с ним. Ведь риторика – вещь необходимая.


 

Как бороться с проблемой самостоятельно


 – Я за то, чтобы родители помогали ребенку исправлять косноязычие. Но, если существует проблемы со звукопроизношением, логопеда нужно обязательно посетить. Ведь все очень индивидуально – строение язычка, подъязычной связки, зубочелюстного ряда. Для каждого случая существуют свои упражнения. А уже семейными усилиями – можно подключить и сидящих вокруг кукол, и игрушки – нужно заниматься, притом ежедневно. Даже при условии того, что ребенок посещает логопеда.

z_650f309c Ребенка нужно поправлять. Но, конечно, есть и свои тонкости. Например, не стоит оговаривать малыша с заиканием. Потому что такие запинки он не может преодолеть чисто физиологически, и когда мама и окружающие говорят: «Нет, ты остановись и скажи правильно», у ребенка запинки происходят еще больше.
Фото: Кирилл Шутилин

Ребят с нарушением речи полезно учить в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом. Например, подражание: «з-з-з» – это песенка комара, свистящий «с-с-с» – это звук весеннего ветерка, «ж-ж-ж» – жужжание жука. Можно вводить в обучение элемент игры: использовать соревнования, игрушки, попросить нарисовать жука.


Сначала звук нужно поставить – механически или по подражанию. Мы должны добиться правильного произнесения отдельного звука, а потом постепенно вносить его в слоги, автоматизировать. Если проблемы с буквой «р», то сначала проговаривать перед зеркалом «ра-ро-ру-ры» и наоборот: «ар-ор-ур-ыр», а потом постепенно вводить слоги в слова, где «ра» – первый: «ракета», «рама», «радуга».

 


Совет. Поскольку для произношения звука «р» необходима хорошая подвижность языка, можно использовать специальные упражнения на укрепление мышц, участвующих в процессе произношения звука. Логопеды советуют заниматься перед зеркалом.
«Чистка зубов»: широко улыбнитесь, кончиком языка пройдитесь по внутренней поверхности зубов обоих рядов (последовательно). Сначала выполняйте упражнение медленно, постепенно ускоряйте темп. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только кончик языка.«Лошадка»: пощелкайте (цокайте) кончиком языка, изображая стук копыт лошадки. Обратите внимание: звук должен быть щелкающим, а не чмокающим. «Барабан»: открываете рот, нащупайте языком альвеолы (бугорки на небе за передними зубами), ударяете по ним языком, стараясь произнести звук «д».


 

Никакого сюскания


– Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке: «Вовочке бо-бо», «Машенька ням-ням», но это недопустимо. Взрослые ошибочно предполагают, что вступают в более доверительные отношения с ребенком, а на самом деле дают ребенку для подражания неправильный пример. Они как бы опускаются на ступеньку ниже, а ребенок должен тянуться за взрослой чистой правильной речью.
Дефект речи у родителей тоже может быть причиной неправильной речи. То есть, если у ребенка нет дефекта собственного, то он подражает – родителям, друзьям в детском саду.

 

Учимся играя


– Ребенок очень любит договаривать. Взрослый говорит: «Уронили мишку…», а ребенок: «на пол», «а пол». Даже если он исказит, важно, чтобы он знал, что именно в этом месте надо помочь маме договорить. Получается совместное проживание, проговаривание, которое малышам очень нравится.
Ведь ребенку с нарушениями речи тяжело начать. Нельзя посадить малыша на стул и сказать: «Повторяй за мной». Всегда должна быть игровая ситуация: «А давай мы сейчас с тобой пойдем в лес. Увидим мишку, которому шишка в лоб попала». Таким образом мама помогает ребенку влиться в речь. Сначала он  договорит одно слово, два, а потом поймет, что не так страшно и самому говорить.


Можно ли исправить картавость в осознанном возрасте?


– Можно. Но сложность в чем: увеличивается отрицательный опыт. Например, человеку 16 лет и получается, что 14 лет он говорит неправильно. У языка уже выработалась способность к такому произношению, тяжело переломать стереотип. Но есть и плюс: в сознательном возрасте у человека прибавляется желание преодолеть дефект. Он знает, для чего ему это нужно, и в какие сроки можно от этого избавиться. Он просто садится к зеркалу и делает это упражнение. Если у вас нет возможности регулярно встречаться с логопедом, то вы можете заниматься самостоятельно. Но в выборе речевого материала помогает специалист, который обучит вас принципам автоматизации звуков.

 

 

Стоимость услуг логопеда в Подольске различна. Цена академического часа варьируется от 600 до 1500 рублей – в зависимости от квалификации специалиста и сложности проблемы.


Существует и более бюджетный вариант занятий с педагогом. В том случае, если ребенку удастся получить путевку в детский сад, где есть логопедическая группа или пункт; там занятия проходят почти ежедневно. Однако уповать на одного только специалиста не стоит – ведь кто как ни заботливая мама поможет селедку сделать рыбой.


«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ