2014 Март
04
11:51
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Символы Подольска. Мост через Пахру

04 Март 2014 11:51

Одним из символов города Подольска по праву может считаться автомобильный мост через реку Пахру на проспекте Ленина. Многие подольчане с ностальгией вспоминают прежний, с полукруглыми арками, мост.

В 1764 году подольские берега были  соединены плавучим (наплавным, понтонным) мостом, заменившим паромную переправу. В 1844—1847 через Подольск прошло государственное Варшавское (Брест-Литовское) шоссе. В 1864 году был построен деревянный мост через Пахру, однако он простоял около года, после чего обрушился. Новый мост был выстроен военными инженерами по системе американского инженера Гау, он простоял 60 лет. Постоянный однопролетный мост был крытым, а проезд по нему - платным. В длину 62 м, в ширину 11.

 

Деревянный мост

Деревянный мост

Деревянный мост

Деревянный мост

Деревянный мост

 

Из книги подольского краеведа Константина Голосова (1927 г.):

"Рост и развитие промышленных предприятий требовали и удобных средств сообщения, каковых тогда еще не было в Подольске до постройки в 1864 году через реку Пахру деревянного моста. Подольский мост, нужно сказать, замечателен по своему техническому устройству. До него в конце XVIII века и в первой половине XIX века был мост, по всей вероятности, лежащей на воде и с берегов на сваях, как передают старожилы.

Он, согласно показанию книги Подольского магистрата от 1805 года, назывался «плавучим мостом», а на плане времен Екатерины II (1787 г.) называется «живым мостом». Судя по этому интересному плану, для пешеходов через реку был еще мостик на сваях наподобие лав, как он обозначен на плане 1787 г. В 1848 г. упоминается «плашкотный мост через реку Пахру», с которого получалось в год дохода 575 р. при городском бюджете за этот год - 10805 р. 85 к.

Плавучий мост в зимнее время разбирался и в период ледохода сообщение с Москвой почти прерывалось. Во время половодья ходил паром, содержимый местным купцом. Если мы вспомним, какое было сильное движение через город в первую половину XIX века, когда сотни скапливавшихся подвод должны были ожидать переправы на пароме по 2 - 3 недели, то легко представить неудобства и тормозы такого сообщения, а потому решено было построить более прочный и постоянный мост. Мост был построен из сосновых тесаных балок, которые обделывали на месте, около моста на берегу реки. Главным строителем его был Струве, отец которого был известный строитель машиностроительного завода в Коломне. Помогал ему военный инженер Андрей Григорьевич Березин. Рабочих, по словам старожилов, было до 200 человек. Первый раз был выстроен мост незакрытым с боков из просмоленных бревен, привезенных неким Робиновым из Алферовской рощи, Вороновской волости. Строили во время лета. Простоявши около года, весной мост обрушился. По извлечении из воды материала снова немедленно стали его строить и окончили в 1864 г. Для предохранения от гниения мост через 5 лет закрыли с боков тесом.

Подольский мост построен по системе американского инженера Гау. С технической стороны Подольский мост представляет колоссальный интерес; 1) тем, что это мост деревянный, длина пролета которого без промежуточных опор 61,9 м, ширина около 10,6 м и высота около 6,4 м 2) Он с деревянными фермами вверх. Здесь можно, пожалуй, видеть смелость инженерной техники по тому времени. Толчки и качка от провозимых через мост громадных тяжестей и усиленного гужевого и атомобильного движения, как через единственный путь по шоссе от Варшавы до Москвы и от Тулы, естественно, казалось бы, должны были раскачать его все связи, а ремонт такого моста очень серьезен и останавливал бы надолго движение. 3) Когда строился этот мост, то не было еще автомобильного движения, и концентрация тяжестей не была столь велика. Мост имеет 2 внутренних прохода и проезда, что имеет большое значение для движения. Через него провозили очень большие тяжести: помимо грузовых автомобилей весом до 6,6 тонн провозили катки весом до 14,7 тонн. Лет 30 тому назад, как передавали старожилы, через него провезли в Екатерининскую пустынь колокол весом более 16,4 тонн; его везли 30 троек; везли на бревнах, положенных на очень толстые колеса, шириной до 0,7 метра, а канаты толщиной были до 18 см. Специально для этого на мосту делали новый настил, клали поперечные бревна на продольные брусья и по бревнам катили колокол. Мост этот, по мнению инженеров, в общей массе может выдержать до 114,8 тонн."

От Красных Рядов. 1920-е годы

 

В 1932 г. построен новый бетонный мост по проекту инженера Уланова. Силуэт моста через реку Пахру попал на герб города, утвержденного в 1970-м году, он символизировал начало советского индустриального Подольска.

Герб

  

В годы Великой Отечественной войны Подольск был прифронтовым городом. Было совершено несколько налётов немецкой авиации, летчики старались поразить мост. В него они не попали, но несколько домов на набережной и у военкомата пострадали, были человеческие жертвы.

 

Укладка брусчатки

1960-е

1960-е

1960-е

1950-е

1968 г.

1970-е

1980-е

 1980-е

 

В 1998-2001 гг. «Мостоотряд-90» поочередно построил современный мост. 

 

1990-е

1990-е

 

1990-е

 

Наши дни

 Начало 2000-х

 Наши дни

Наши дни

 

 

 

Источник: Подольск.ру
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости