
Недавно я прочитал, что скандинавские скальды, жившие в XIII-XIV вв., были обязаны знать о своих предках до тридцатого поколения и слагать о них былины. К сожалению, я не настолько хорошо знаю свою родословную, но жизнь моих предков пробуждает во мне чувства гордости и патриотизма. Все мои прабабушки и прадедушки были участниками Великой Отечественной войны. Оба мои прадеда дошли до Берлина, в семье хранятся их боевые награды.
Вот только некоторые истории из семейного архива…

Что такое война, моя бабушка узнала в четыре года. Её папа был пограничником, поэтому вся семья (моя бабушка, тогда ещё совсем маленькая девочка, её мама, младший брат и папа) жила в маленьком приграничном городке на Западной границе, куда летом 1941 года были сброшены первые бомбы. Мой прадедушка, капитан Красной Армии, остался защищать границу, а мою прабабушку с двумя детьми эвакуировали в Среднюю Азию. Их посадили в товарные вагоны и везли под нескончаемыми бомбардировками фашистов. Хотя поезд ехал под белым флагом, немцы всё равно бомбили вагоны. На глазах женщин и детей погибали невинные люди. Когда начинали бомбить, бабушка со своей мамой и с братиком выбирались из поезда и бежали рядом, чтобы миновать участь многих погибших. Взрывались снаряды. Все кричали. Кричали раненые, кричали потерявшиеся дети. Один раз потерялась и моя бабушка тоже. После этого ужасного случая прабабушка поняла, что судьбу не перехитришь. У неё было одеяло, которым, оставаясь на месте, стала она накрываться со своими детьми во время бомбёжки и приговаривать: «Мы лучше умрём все вместе, чем потеряемся!» Это зелёное одеялко хранилось в семье ещё много лет. Ни у кого не поднималась рука выбросить его, ведь, может быть, именно оно спасло когда-то их жизни. Я сознательно не называю имени моей бабушки, с которой всё это происходило, так как это судьба многих тысяч детей той страшной войны.
Важно, чтобы я всё это помнил!

Я люблю рассматривать семейный альбом. На первых его страницах есть фотографии, которым более 100 лет. На этих снимках мои прапрапрадедушки и прапрапрабабушки.
Про некоторых из них, я думаю, можно сказать, что они «делали» историю моего города и моей страны. Там есть фотопортрет моего прапрапрадедушки Василия Степанова.
Он в начале ХХ века был главным архитектором города Подольска. По его проекту построены торговые Красные ряды, под его наблюдением в 1912 году был составлен и осуществлён проект реального училища. В послевоенные годы в этом здании преподавала музыку его дочь (моя прапрабабушка) Вера Васильевна Маштакова.
Сейчас в этом здании находится лицей № 1, в котором я учусь.
Фамилия моей семьи в городе известна, и главная заслуга в этом принадлежит моему прапрадедушке Николаю Ивановичу Маштакову (1889 – 1951).
Он был удивительным человеком: талантливым хирургом, одарённым художником, неплохим музыкантом, увлекался по тем временам редким видом спорта – большим теннисом, любил сажать цветы, выращивать клубнику и варить варенье. Его дорога жизни была такой же трудной, как и судьба всей России. Он прошёл четыре войны. В первую мировую войну был врачом-ординатором в русской армии, в гражданскую – начальником госпиталя в Красноярске уже в Красной Армии, в Финскую кампанию – начальником госпиталя в г. Острове, а с первых дней Великой Отечественной войны был назначен главным врачом эвакогоспиталя №1857 в г. Подольске. Он проработал в Подольской земской больнице почти 27 лет, его ценили коллеги, любили и уважали жители города. Он выезжал к тяжелобольным в любую погоду, в самые отдалённые деревни и сёла Подольского района. Мой прапрадедушка действительно не щадил себя ради других, хотел приносить пользу людям, поэтому его даже сравнивали с А.П. Чеховым. Когда он умер, благодарные жители Подольска несли его гроб на руках до Красной Горки. Сейчас в моём городе есть улица, которая названа в честь Николая Ивановича Маштакова.
Уважение к предкам мне передалось от отца. Перед ним даже не стоял выбор, кем ему быть, ведь в каждом поколении нашей семьи кто-нибудь становился врачом. Даже не верится, но моему папе пришлось участвовать в двух войнах: в Чечне и Абхазии. Он так же, как его славный прадед, стоял несколько суток без сна около операционного стола в полевых госпиталях, выносил на себе раненых, видел смерть в лицо. Поэтому я с гордостью могу сказать, что мой отец продолжил лучшие традиции нашего рода.
Всё, о чём я написал, – это то, чем я горжусь, ведь у меня есть своя личная история, которая тесно связана с историей моей страны и которая никогда не будет забыта. Я обязательно расскажу своим детям и внукам то, что мне рассказывали родители. Я чувствую ответственность, так как понимаю, что тоже должен внести памятный вклад в семейный архив. Я пока не знаю, кем буду, когда вырасту: может, историком (интересно изучать, как великие люди повлияли на жизнь всего человечества), а может, писателем, напишу книгу о своей семье, и тогда, чтобы вспоминать о жизни предков, нужно будет просто открыть книгу. Но сейчас я в свободном полёте, мало думаю о будущем, но о прошлом помню всегда, ведь это история моей семьи и моей страны.