В Подольском выставочном зале открылась экспозиция «Книга Бытия» (La Genèse). Она представляет серию абстрактных картин авторства французского художника русского происхождения, графа Андрея Ланского.
На выставке представлена книга художника по мотивам гуашей «Книга Бытия» (La Genèse), напечатанная Ланским по инициативе Французского союза любителей книг (Les Bibliophiles del'Union Française) в 1966 году в литографической мастерской Mourlot (Париж).
Можно сказать, что данная выставка про слово и изображение, про текст и иллюстрации к нему, про книгу как таковую и библейскую книгу Бытия как ее квинтэссенцию. А еще она про абстракцию как процесс творчества.
Смысл этого произведения, задуманный Ланским, именно в целостности составных его частей и расположением листов наподобие иконостаса. Каждый лист самодостаточный по отдельности, а вместе листы книги с рисунками и с текстом образуют декоративный ансамбль, наподобие панно, которое требует не просто разглядывания, а подобно иконам, медитативного восприятия.
Художник иллюстрирует рассказ о сотворении мира как огромный разноцветный манускрипт. На одних листах абстрактные композиции со сложной игрой цветовых пятен и линий, свободно парящие в пространстве фрагменты библейского текста. На других листах чисто абстрактные композиции, и в обоих случаях зритель как будто сам становится свидетелем организации первоначального Хаоса с помощью Слова. Соединение в одном пространстве текста Священного Писания и цвета служат беспокойному и неутомимому поиску одного и того же Света, одного и того же спасения.
В этом создании «книги-вещи» Ланской продолжает русскую традицию начала ХХ века, когда русские художники, черпая в иконописи элементы формы и философии древней живописи (обратную перспективу, отсутствие тени, духовное измерение, льющийся отовсюду свет), используя их писали не иконы, а картины.
Своей «Книгой Бытия» Ланской создает живописную поэму, в которой значимость слова расширяется и обогащается молчаливым звучанием линий и красок. И возможно именно в этом произведении художник достиг вершины своего творчества, как основоположник лирической абстракции, как творец цвето-света.