В первом квартале этого года резко обострилась конкуренция среди ведущих операторов сотовой связи. Российская «большая тройка» дружно снизила расценки на звонки и SMS за рубежом, рассчитывая таким образом привлечь новых абонентов.
Смелый шаг
Цены на роуминг являются болезненной темой для российских мобильных операторов. Расценки на эти услуги у российских операторов были выше в три—шесть раз, чем у их европейских конкурентов. Однако в конце минувшего года произошел обвал цен на международный роуминг.
Накануне новогодних каникул первым на радикальный шаг решился «МегаФон». В декабре компания ввела для своих клиентов единый евротариф для стран Европы (за исключением Албании, Боснии и Герцеговины). Расценки на международный роуминг были снижены в несколько раз.
Помимо этого для абонентов московского региона, путешествующих по экзотическим маршрутам, оператор предложил специальную туристическую SIM-карту (абоненты получили выгодные тарифы при нахождении в Австралии, Египте, Вьетнаме, Кубе, Израиле, Индонезии, Таиланде и др.). «Мы надеемся, что снижение базовых тарифов на роуминг повысит лояльность наших клиентов», — подчеркнул гендиректор компании Сергей Солдатенков.
Ответы конкурентов
Конкуренты недолго тянули с ответом. «Мобильные ТелеСистемы» запустили обновленную опцию «Ноль без границ». «Наряду с выгодными ценовыми предложениями абонентам доступно множество удобных бесплатных сервисов, призванных обеспечить комфортное пользование услугами связи в роуминге и управление балансом», — отметил вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич.
Ввел специальную дополнительную опцию, позволяющую в некоторых странах снижать расценки на отдельные услуги и «Вымпелком». По словам пресс-секретаря VimpelCom Анны Айбашевой, стоимость входящих соединений по обновленной услуге примерно в 10 раз ниже, чем у конкурентов.
На этом «Вымпелком» не остановился. В марте оператор вывел на рынок еще одну новую опцию. «Это комплексное решение: снижение тарифов предлагается сразу по всем видам: голос, SMS и мобильный Интернет. 62 страны, где действует услуга, составляют 80% поездок от географии наших абонентов в роуминге. Теперь отпала необходимость в использовании неудобных для пользователя „суррогатов“ (callback, „туристические“ сим-карты и т.п.)», сообщила Айбашева.
В январе об открытии GPRS-роуминга в Испании, Бельгии и США объявила Tele2. На американском континенте роуминговым партнером компании стала T-Mobile, которая оказывает услуги связи на всей территории США, Пуэрто-Рико и Американских Виргинских островов.
В «МегаФоне» спокойно отнеслись к этим контрдействиям. «Наши расценки в зоне евророуминга — это не отдельный тариф, его не нужно подключать. Это базовые расценки на сотовую связь в роуминге для всех наших абонентов оператора. Пока наши конкуренты (МТС и „Билайн“) не снизили базовые тарифы, а ввели ряд опций, которые нужно подключать перед поездкой в зону евророуминга», — пояснила «ЭВ» Екатерина Батманова, ведущий специалист по связям с общественностью столичного филиала «МегаФона».
Роуминговый хаб
Vimpelcom, ставший в прошлом году транснациональным оператором связи, активно перенимает опыт Vodafone, Telefonica и T-Mobile. Оператор создал специальную компанию, которая будет договариваться с зарубежными партнерами о скидках на межоператорский трафик. «Формирование роумингового хаба еще не завершено. Мы рассчитываем, что его создание позволит нам вести переговоры с роуминговыми партнерами и вендорами на глобальном уровне и получать лучшие цены за счет увеличения объема предложения», — пояснила Айбашева. По размеру своей абонентской базы объединенный Vimpelcom Ltd занимает 6-е место в мире, что делает его переговорную позицию очень сильной, уверены профильные аналитики.
Ранее межоператорские соглашения заключались отдельно каждой компанией, входящей в Vimpelcom, велись индивидуальные переговоры с вендорами, использовались платформы разных поставщиков. По оценке PricewaterhouseCoopers, только на налогах Vimpelcom сможет сэкономить 12–16 млн. евро в год за счет централизации договоров в одной из европейских стран с «комфортным налоговым климатом». Еще 50 млн. евро компания сможет сэкономить за счет снижения межоператорских тарифов.
Промежуточные итоги
Конкуренция среди мобильных операторов смещается на развитие различных высокодоходных дополнительных услуг (VAS — value-added services: сообщения, мобильный Интернет, платный контент), отмечают специалисты. «В полной мере ощутить эффект от снижения цен на услуги связи в роуминге операторы должны в 2012 году, — уверен аналитик „Инвесткафе“ Илья Раченков. — Традиционно 2-й и 3-й кварталы, на которые приходится сезон отпусков, являются для операторов более прибыльными, чем остальные. Кроме того, показатель ARPU (средней выручке с абонента. — „ЭВ“) в них максимален. Данное превышение как раз обеспечивается за счет услуг роуминга».
«На примере «МегаФона» мы видим, что при снижении цен на услуги связи в роуминге объем их потребления вырос в 2–3 раза, что частично компенсирует выпадающие доходы. МТС и «Вымпелком» последовали за «МегаФоном» и снизили тарифы на услуги связи в роуминге, однако обе компании ввели тарифные опции, а не базовый тариф, как «МегаФон». Это минимизирует потери от отдельного абонента, однако увеличивает риск перетока абонентов к «МегаФону», подчеркнул Илья Раченков. По его прогнозу, снижение роуминговых тарифов не должно оказать существенного негативного влияния на финансовые показатели «большой тройки».
Смелый шаг
Цены на роуминг являются болезненной темой для российских мобильных операторов. Расценки на эти услуги у российских операторов были выше в три—шесть раз, чем у их европейских конкурентов. Однако в конце минувшего года произошел обвал цен на международный роуминг.
Накануне новогодних каникул первым на радикальный шаг решился «МегаФон». В декабре компания ввела для своих клиентов единый евротариф для стран Европы (за исключением Албании, Боснии и Герцеговины). Расценки на международный роуминг были снижены в несколько раз.
Помимо этого для абонентов московского региона, путешествующих по экзотическим маршрутам, оператор предложил специальную туристическую SIM-карту (абоненты получили выгодные тарифы при нахождении в Австралии, Египте, Вьетнаме, Кубе, Израиле, Индонезии, Таиланде и др.). «Мы надеемся, что снижение базовых тарифов на роуминг повысит лояльность наших клиентов», — подчеркнул гендиректор компании Сергей Солдатенков.
Ответы конкурентов
Конкуренты недолго тянули с ответом. «Мобильные ТелеСистемы» запустили обновленную опцию «Ноль без границ». «Наряду с выгодными ценовыми предложениями абонентам доступно множество удобных бесплатных сервисов, призванных обеспечить комфортное пользование услугами связи в роуминге и управление балансом», — отметил вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич.
Ввел специальную дополнительную опцию, позволяющую в некоторых странах снижать расценки на отдельные услуги и «Вымпелком». По словам пресс-секретаря VimpelCom Анны Айбашевой, стоимость входящих соединений по обновленной услуге примерно в 10 раз ниже, чем у конкурентов.
На этом «Вымпелком» не остановился. В марте оператор вывел на рынок еще одну новую опцию. «Это комплексное решение: снижение тарифов предлагается сразу по всем видам: голос, SMS и мобильный Интернет. 62 страны, где действует услуга, составляют 80% поездок от географии наших абонентов в роуминге. Теперь отпала необходимость в использовании неудобных для пользователя „суррогатов“ (callback, „туристические“ сим-карты и т.п.)», сообщила Айбашева.
В январе об открытии GPRS-роуминга в Испании, Бельгии и США объявила Tele2. На американском континенте роуминговым партнером компании стала T-Mobile, которая оказывает услуги связи на всей территории США, Пуэрто-Рико и Американских Виргинских островов.
В «МегаФоне» спокойно отнеслись к этим контрдействиям. «Наши расценки в зоне евророуминга — это не отдельный тариф, его не нужно подключать. Это базовые расценки на сотовую связь в роуминге для всех наших абонентов оператора. Пока наши конкуренты (МТС и „Билайн“) не снизили базовые тарифы, а ввели ряд опций, которые нужно подключать перед поездкой в зону евророуминга», — пояснила «ЭВ» Екатерина Батманова, ведущий специалист по связям с общественностью столичного филиала «МегаФона».
Роуминговый хаб
Vimpelcom, ставший в прошлом году транснациональным оператором связи, активно перенимает опыт Vodafone, Telefonica и T-Mobile. Оператор создал специальную компанию, которая будет договариваться с зарубежными партнерами о скидках на межоператорский трафик. «Формирование роумингового хаба еще не завершено. Мы рассчитываем, что его создание позволит нам вести переговоры с роуминговыми партнерами и вендорами на глобальном уровне и получать лучшие цены за счет увеличения объема предложения», — пояснила Айбашева. По размеру своей абонентской базы объединенный Vimpelcom Ltd занимает 6-е место в мире, что делает его переговорную позицию очень сильной, уверены профильные аналитики.
Ранее межоператорские соглашения заключались отдельно каждой компанией, входящей в Vimpelcom, велись индивидуальные переговоры с вендорами, использовались платформы разных поставщиков. По оценке PricewaterhouseCoopers, только на налогах Vimpelcom сможет сэкономить 12–16 млн. евро в год за счет централизации договоров в одной из европейских стран с «комфортным налоговым климатом». Еще 50 млн. евро компания сможет сэкономить за счет снижения межоператорских тарифов.
Промежуточные итоги
Конкуренция среди мобильных операторов смещается на развитие различных высокодоходных дополнительных услуг (VAS — value-added services: сообщения, мобильный Интернет, платный контент), отмечают специалисты. «В полной мере ощутить эффект от снижения цен на услуги связи в роуминге операторы должны в 2012 году, — уверен аналитик „Инвесткафе“ Илья Раченков. — Традиционно 2-й и 3-й кварталы, на которые приходится сезон отпусков, являются для операторов более прибыльными, чем остальные. Кроме того, показатель ARPU (средней выручке с абонента. — „ЭВ“) в них максимален. Данное превышение как раз обеспечивается за счет услуг роуминга».
«На примере «МегаФона» мы видим, что при снижении цен на услуги связи в роуминге объем их потребления вырос в 2–3 раза, что частично компенсирует выпадающие доходы. МТС и «Вымпелком» последовали за «МегаФоном» и снизили тарифы на услуги связи в роуминге, однако обе компании ввели тарифные опции, а не базовый тариф, как «МегаФон». Это минимизирует потери от отдельного абонента, однако увеличивает риск перетока абонентов к «МегаФону», подчеркнул Илья Раченков. По его прогнозу, снижение роуминговых тарифов не должно оказать существенного негативного влияния на финансовые показатели «большой тройки».
Источник:



