2 апреля во всем мире отмечают Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Прохожим раздают листовки, рассказывающие о тех, чье восприятие окружающего мира отличается от стандартного.
На сегодняшний день каждый 68-й ребенок в мире страдает аутизмом – это более 67 миллионов человек. С каждым годом число таких детей увеличивается. Людям с данным расстройством трудно социализироваться: они боятся или не могут общаться, плохо распознают эмоции, но, главное, иначе воспринимают обращенную к ним информацию – аутисты как бы живут в собственном закрытом мире.
Волонтеры организации "Рука об руку" в Подольске рассказывают прохожим об аутизме
Ежегодно родители детей с РАС сталкиваются с проблемой: как дать образование ребенку, для которого обычная школа не подойдет. С тяжелой формой расстройства здесь обучить не смогут, но даже с легкой формой РАС -- результат выйдет безрадостным: проблемное поведение создает сложности учителю, одноклассники же такого ребенка не понимают.
Тем не менее, аутизм – это не слабоумие, а жизнь по другому сценарию. И крайне необходимым условием преодоления этих трудностей является включение особенного ребенка в среду обычных сверстников.
Однако, чтобы вывести аутиста «в люди», родителям необходимо приложить колоссальные усилия.
Один в поле воин
Ирина Лаврентичева -- мама двух дочерей, у одной из них расстройство аутичного спектра. Ребенок смог посещать обычный детский сад (благодаря пониманию и усилиям воспитателей), но, когда пришло время отдавать дочку в школу, женщина поняла: в городе подходящих мест нет. Хотя в образовательных документах давно закреплены положения об обучении детей с особенностями здоровья. Тогда-то и возникла идея: создать отдельный ресурсный класс для детей с расстройством аутентичного спектра.
- Когда я задумала создать проект, то изучила все, что было на тот момент: законы, специальные образовательные программы; смотрела на опыт московских школ, в которых уже реализовано инклюзивное образование. Затем прошла курсы «Включи меня», созданные родителями детей с РАС, и после всей необходимой подготовки стала действовать – рассказывает женщина.
К Ирине начали присоединяться другие родители, члены МООРДИ "Рука об руку". Всех их объединяла цель – дать возможность детям учиться. Тогда навстречу родкому пошла подольская Гимназия № 7, которая в статусе инновационной площадки помогла поставить образовательный «эксперимент».
- На тот момент директором гимназии была Екатерина Викторовна Назарова, она приняла нас, за что ей огромное спасибо, при ее поддержке проект стартовал. – рассказывает Ирина.
Ирина Лаврентичева (вторая справа) награждена премией губренатора
В скором времени проект Ирины Лаврентичевой получил II премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье» - деньги пригодились для обустройства площадки. Работа закипела. 1 сентября 2018 года в школу пришли девять особенных детей, а уже в 2019-м году гимназия с данным проектом завоевала III место в региональном этапе VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
Особый подход к обучению
Основное отличие ресурсного класса от обычного – индивидуальная забота о каждом ученике. Детей, которым особенно трудно находиться на уроке, сопровождают тьюторы: наставники успокаивают, помогают разобраться в учебном вопросе и вернуть фокус внимания к уроку.
– Интенсивность поддержки для каждого ученика индивидуальная: в зависимости от интеллектуального дефицита и наличии проблемного поведения. Эта поддержка постоянно меняется с учетом изменений, происходящих с ребенком, и его возраста. – рассказывает Ирина.
Педагог ресурсного класса Мария Сергеевна Дицкая
Как и в обычном классе, учитель у доски объясняет тему, однако делает это по специальной адаптированной программе с учетом особенностей детей. Да и сам класс выглядит немного иначе: здесь есть парты с ограниченным обзором, чтобы дети чувствовали спокойствие, «ограждаясь» от других, а также оборудована зона отдыха – ребят с РАС быстро утомляет новая информация и присутствие в коллективе.
Тем не менее единственный шанс детей адаптироваться в обществе – быть в нем, хотя ученикам с РАС это тяжело дается. ПДетей постепенно учат выходить в «большое плавание»: ребята посещают некоторые уроки вместе с остальными учениками гимназии, учатся вести себя в социуме, вливаются в стандартный учебный процесс.
- Это непростая задача. Но благодаря общим усилиям все получается: дети осваивают школьнкую программу, учатся общаться. Хочется отметить огромный труд педагогов ресурсного класса - это сплоченная профессиональная команда. - говорит Ирина.
Проект набирает обороты
По словам Ирины, уже в первый год работы ресурсного класса стало понятно: востребованность проекта очевидна. Все больше родителей Подольска хотят привести сюда своих детей.
Инклюзивная площадка в гимназии№7 - единственное учебное заведение в Подольске, в котором обучают детей с РАС в форме отдельного класса, и мест для всех желающих просто не хватает.
- Было сложно, было трудно, даже отчаяние, что взвалила на себя непосильную ношу, но все получилось и слава богу, что проект растет и у родителей детей с РАС в Подольске есть место, куда можно отдать ребенка на обучение. Но таких классов надо делать больше, потому что в одной гимназии просто нет места. На сегодняшний день родители без конца звонят одним вопросом: как попасть к вам в проект. - делится женщина.
Проект растет: в 2020 году был организован еще один ресурсный класс, новый набор пройдет и в 2021-м.
Куда дальше?
После окончания девяти классов школы обучающиеся получают аттестат, который дает право учиться дальше и получать профессию. Однако необходимость в наставнике у подросших «ресурсников» по-прежнему остается. Тем не менее люди с РАС могут работать в различных сферах – все зависит от разновидности расстройства.
Интересно, что некоторые зарубежные компании рассматривают особенности таких людей как конкурентное преимущество. Так, сотрудников с аутизмом выгодно отличает скрупулезное внимание к мелочам, им не надоедает выполнять монотонную работу и находить закономерности. Особенно прогерссивными ялвются зарубежные компании сфере IT, где для таких тестировщиков адаптируют пространство, выделяют наставников и всячески идут на встречу; еще бы: эти люди не только дотошно выполняют свои обязанности, но также крайне редко меняют работу.
Еще недавно у детей с аутизмом не было нормального жизненного маршрута: обычные сады и школы были закрыты; человек рос вдали от социума и чаще заканчивал в тяжелых условиях психоневрологического интерната. Однако с каждым годом все больше родителей объединяются, чтобы дать своим детям возможность жить нормально и самостоятельно.
Многие люди с аутизмом высокофункциональны, могут работать и обеспечивать себя, им нужна лишь незначительная внешняя поддержка. Главное: как можно раньше поставить диагноз и стараться интегрировать ребенка в общество.