2013 Апрель
04
13:34
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

От музейного квартала до туристического кластера

04 Апрель 2013 13:34
В последнее время на всех уровнях заметно меняется отношение к внутреннему туризму. Так, в сообщении о недавнем заседании Высшего совета при губернаторе Московской области, на котором рассматривались актуальные проблемы развития региона, читаем: «Завершается работа над информационной системой объектов культурного наследия, куда включены все без исключения выявленные памятники культуры. В планах – обеспечение неприкосновенности охранных зон, создание культурно-туристических кластеров». Близкий по смыслу пункт находим и в комплексной социально-экономической программе нашего района на 2013 год: «Развитие туристического кластера, обустройство зон массового отдыха для жителей Подольского муниципального района».
 
 
 
Фото Бориса Чубатюка
 
 
 
Пожалуй, следует разобраться с новоявленным кластером, ведь большинству читателей слово это пока ничего не говорит. Не помогут здесь и словари, так что обратимся к интернету и обнаружим следующее пояснение: «Туристический кластер (от английского «гроздь») – сконцентрированная на определённой территории группа взаимосвязанных субъектов хозяйствования – поставщиков оборудования, производителей товаров и услуг, научных и учебных заведений, других предприятий и организаций, которые взаимодополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных субъектов хозяйствования, всего кластера и локальной территории в целом». Проще говоря, для того, чтобы успешно развивать туризм на земле подольской, нужно предварительно решить целый ряд вопросов. Кто будет завлекать сюда потоки приезжего люда? Какие объекты интересны для посещения, какие возможны маршруты, кто займётся проведением экскурсий? Где размещать гостей на ночлег, где и чем кормить, какую культурную программу предложить? Плюс подготовка и издание путеводителей, буклетов, брошюр, книг, выпуск сувениров. И много чего ещё, да к тому же на достойном уровне.
 
 
Безусловно, какие-то моменты этой работы уже имеются в наличии: принимают посетителей музеи, организуются экскурсии к выдающимся памятникам, таким как храм в Дубровицах. Правда, задача сегодня встаёт более сложная: туризм призван стать не только культурно-просветительским явлением, но и серьёзным экономическим фактором развития территории. Приносить доходы, которые будут направлены на сохранение исторического наследия, развитие музеев и традиционных промыслов, открытие выставок, а значит – на привлечение новых туристов. Во всём этом никак не обойтись без взаимовыгодного сотрудничества между различными структурами – муниципальными, государственными, частными. А ещё нужно учесть сложное административное устройство подольского края, включающего и район, и города, и часть новой Москвы.



Недавно довелось побывать в историко-мемориальном музее-заповеднике «Подолье» на встрече, где обсуждались предложения для долгосрочной программы развития туризма в Подольске. Основными темами разговора стали идея межмузейной информационной зоны «Музейный квартал» и проект карты-навигатора по этому самому кварталу. Сразу определимся с терминологией: квартал здесь понимается не в традиционном смысле, а как образ, туристический бренд, охватывающий историческое пространство города. В целом же, задумка весьма плодотворная, способствующая сохранению, изучению и популяризации культурного наследия. В рамках межмузейной зоны планируются как интеллектуальные пешеходные прогулки-беседы с колоритными персонажами (купцом, писателем, архитектором, смотрителем городского сада), так и развёрнутые в прошлое тематические экскурсии. А карта-навигатор позволит по-новому взглянуть на привычную городскую среду с точки зрения насыщенности её памятниками прежних эпох. Действительно, даже коротенькая справка о самом богатом подольском купце Иване Макарове, владевшем воскобельным заводом на берегу Пахры, о его внучке Пелагее, вышедшей замуж за правнука выдающегося архитектора Матвея Казакова, о предпринимателе Иване Бородачёве, купившем каменоломни под подольским парком и разрабатывавшем карьеры у железнодорожного моста напротив цементного завода, заставляет пристальнее вглядеться в дом на проспекте Ленина, с которым все эти имена связаны. А беседа с опытным экскурсоводом поможет лучше узнать и по достоинству оценить прошлое нашего города.
 
 
Диалог, начатый директором ИММЗ «Подолье» Ириной Романкевич и другими сотрудниками, продолжили директор Подольского краеведческого музея Любовь Слащёва, заведующий отделом комплексных археологических исследований Государственного исторического музея Михаил Гоняный. Михаил Иванович, в частности, поделился опытом экскурсий на выраженные на местности памятники археологии – городища, курганы. Правда, в городе такие объекты не сохранились, выходить надо в Луковню, Поливаново, на Спортбазу.


Собственно, и туризм как таковой невозможно ограничить пределами Подольска или района, сотрудничество в данной сфере неизбежно. В этом направлении следует двигаться всем нам, обсуждая туристический потенциал региона в целом и каждого поселения в отдельности. Выявляя имеющиеся ресурсы, разрабатывая маршруты и методические материалы, готовя квалифицированных специалистов. Дело, судя по всему, стоящее.
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости