Рубрика  /  Новости Подольска и региона
Предложить новость
21 августа 2012 08:04521обсудить новость

Первым делом звездолеты


Одним из ключевых вопросов стартующей 12 сентября осенней сессии Госдумы станет принятие бюджета на 2013 год. После выборов власть перестала заигрывать с гражданами: россиянам придется потуже затянуть пояса. Об этом говорит решение Минэкономразвития по приоритетным федеральным целевым программам (ФЦП). Треть всех выделенных на ФЦП средств пойдет на развитие оборонки, космической отрасли и Дальнего Востока. Социальные ФЦП по здравоохранению, безопасности и жилью будут сокращены, а сроки их выполнения сдвинуты.


Новые приоритеты

Проект бюджета на 2013-й и на 2013–2015 годы в Госдуму еще не поступил. Традиционно это делается в конце сентября (бюджет нынешнего года был внесен 29 сентября 2011-го). В этот раз из-за выходных наиболее вероятной датой считается 1 октября.

Но для подготовки бюджета уже немало сделано. В конце мая состоялись парламентские слушания по бюджету, 28 июня Президент РФ Владимир Путин выступил с Бюджетным посланием, а 29 июня в Госдуму был внесен законопроект о бюджетном правиле (принят в первом чтении). Контуры бюджета становятся все более определенными.

Но сегодня хочется поговорить не о «нефтегазовой средней» (расчет цены на нефть не по текущим, а по многолетним котировкам: по прогнозу правительства, в 2013 году — $92–94 за баррель) и не о снижении расходов (с нынешних 21% ВВП до 17,8% ВВП в 2020-м), а о приоритетах бюджетных трат. Как известно, 2012-й был годом выборным и оказался протестным. Социальные расходы перед выборами увеличивает любая власть, не стала исключением и российская. Все мы помним обещания увеличения пенсий, зарплат военнослужащим и бюджетникам и прочее. В 2013-м всему этому социальному великолепию, судя по всему, придет конец.

Это не значит, что зарплаты и пенсии повышаться не будут. Будут, но в рамках инфляции. Причем официальной (пока ориентир — 6%). Как официальная инфляция соотносится с реальной, то есть с ростом стоимости жизни, — отдельный и грустный разговор. Заметим лишь, что по прожиточному минимуму реальная инфляция составляет, в зависимости от региона, 9–12% годовых, то есть иногда превышает официальную вдвое.

Но бюджетникам хотя бы добавят, что называется, «для поддержания штанов». Гораздо неприятнее своеобразный «бюджетный кукиш», который власть хочет преподнести нам путем урезания расходов на федеральные целевые программы (ФЦП).

Дело в том, что из-за кризиса в 2009–2011 годах пришлось урезать финансирование ФЦП и адресных инвестиционных программ. По сообщениям источников в правительстве, общий объем недофинансирования ФЦП за три года составил 1,1 трлн руб. По части программ были сдвинуты сроки выполнения, над некоторыми прекратили работу. Ранее власть обещала, что деньги дадут, когда кризис кончился. Он вроде бы кончился, однако денег не будет.

Об этом можно судить по решению Минэкономразвития. Ведомство решило выделить часть приоритетных ФЦП, финансирование которых урезать не будут. На них направлено 30% от всех средств, заложенных под ФЦП и федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП). В списке из 18 наиболее важных для Правительств РФ программ оказались ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011–2020 годы», космическая программа и развитие космодромов, ядерные энерготехнологии и развитие ядерного оружейного комплекса. В перечень «защищенных» попали также программы по ГЛОНАСС, авиа- и морской гражданской технике, военной химии, антитеррору, а также по ядерным технологиям нового поколения, утилизации вооружения и военной техники ядерного комплекса. Оставили нетронутым и финансирование баз Черноморского флота.

Решение Минэкономразвития фактически превращает недофинансирование остальных ФЦП из временного в постоянное. А об обещанных 1,1 трлн руб. можно забыть.

Забота об эффективности

Для населения в числе приоритетных ФЦП важны только две: развитие фармацевтики и медицинской промышленности, а также «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока создана новая госкорпорация, которая, видимо, бюджетные деньги, выделенные в рамках ФЦП, и освоит. В апреле бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин жестко раскритиковал идею «опричной» госкорпорации, владеющей половиной страны.

Еще более интересно, что ранее поощряемый денежно Северный Кавказ (программа «Юг России») оказался в печальном списке «Остальные программы», финансирование которых будет сильно сокращено. Чечня и Ингушетия со своими региональными ФЦП в список «защищенных» также не попали. Возможно, власть прислушалась к популярному лозунгу оппозиции «Хватит кормить Кавказ!».

Под сокращение попали и ФЦП «Жилище» (принятая в 1993 году и работающая не очень успешно) до 2015 года, программы по социальному развитию села, восстановлению плодородия почв, по развитию рыбохозяйственного комплекса, развитию физкультуры, спорта, по борьбе с социально значимыми заболеваниями и русскому языку. В первых рядах не оказались программы по культуре, «Чистая вода», «Доступная среда» по адаптации инвалидов, повышению безопасности на дорогах и воздушных судов.

«В предвыборный период были оглашены приоритеты нынешней команды: оборонная промышленность и Дальний Восток. Хотелось бы только, чтобы развитие ОПК имело и гражданский эффект», — пояснила независимый эксперт Елена Матросова.

Но прежде чем заклеймить правительство в пренебрежении к интересам людей, нужно учесть еще один фактор: эффективность ФЦП. В середине апреля 2012 года Владимир Путин (тогда премьер-министр) выступил с критикой результативности и качества ФЦП. «Минэкономразвития и Минфину было поручено провести инвентаризацию всех ФЦП до 1 июня текущего года. Ведомства бьются за эти финансы по ФЦП, чуть не до драки доходит и до слез, а потом в середине года начинаем смотреть, что происходит, — по некоторым программам вообще никакого движения нет. Если у программы нет внятных обоснований, четких целей, а их реализация идет медленно и неперспективно, нужно либо отказываться от них, либо пересматривать порядок финансирования», — сетовал Путин.

Инвентаризацию провели. С обычным российским результатом: волосы дыбом. «Было перераспределение средств внутри бюджета, которое дало 47 млрд руб. экономии. Отказались от проектов, по которым, как выяснилось, отсутствует проектно-сметная документация. На наш вопрос: как могло случиться, что такие проекты вообще попали в бюджет, и как определялись цифры расходов? — вразумительного ответа мы не услышали. Более того, я почти уверен, что к концу года мы обязательно узнаем, что еще целый ряд проектов оказался примерно в том же состоянии», — возмущается председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Так что ответственность за игнорирование интересов людей с верховной властью должны разделить ведомства и регионы, формирующие, мягко говоря, слабо обоснованные ФЦП. У президента и правительства свои приоритеты. В Европе кризис, а Китай растет. В довесок в прошлом году США объявили Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) зоной стратегических интересов и приступили к активному наращиванию своего военного и политического влияния. Ну и как тут не поддержать оборонку с Дальним Востоком? А заодно и космос, чтоб не падали спутники, наблюдающие за чужой активностью.


«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ