Подольской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций и охраны водных объектов, а также при эксплуатации очистных сооружений по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод населенных пунктов в связи с подготовкой к паводковому периоду 2012 года.
Проверкой были охвачены следующие предприятия и организации Подольского района Московской области: ОАО «Шишкин лес», МУП «Львовская Тепловая энергетическая компания», ОАО «Дубровицы», ОАО «Рязаново», МБУ сельского поселения Щаповское «Комбинат по благоустройству, строительству и ЖКХ».
Проверкой были охвачены следующие предприятия и организации Подольского района Московской области: ОАО «Шишкин лес», МУП «Львовская Тепловая энергетическая компания», ОАО «Дубровицы», ОАО «Рязаново», МБУ сельского поселения Щаповское «Комбинат по благоустройству, строительству и ЖКХ».
При проведении проверки в ОАО «Рязаново установлено, что предприятием проводится текущий ремонт очистных сооружений. Техническое состояние очистных сооружений соответствует требованиям к их эксплуатации. Эксплуатация очистных сооружений осуществляется на основании и в соответствии с проектной и разрешительной документаций. Очистка сточных вод обеспечивается. Имеются разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и проект НДС. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проект ПДВ в настоящее время находятся на согласовании в Росприроднадзоре. Вместе с тем, как показала проверка, новые технологии очистки стоков не внедряются, реконструкция, строительство очистных сооружений не осуществляется. В соответствии с договором на техническое обслуживание сельское поселение Стрелковское Подольского муниципального района Московской области, как собственник указанных объектов, передало очистные сооружения ОАО «Рязаново». Однако, в нарушение указанных норм, ОАО «Рязаново» осуществляет производственную деятельность по обслуживанию указанного объекта инженерной инфраструктуры в отсутствии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны для охраны источников водоснабжения.
Аналогичная ситуация сложилась в ОАО «Шишкин Лес», очистные сооружении которые находятся на техническом обслуживании по договору аренды муниципального недвижимого имущества и технологического оборудования и организации водоотведения, заключенного с сельским поселением Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области.
При проведении проверки в сельском поселении Роговское Подольского муниципального района установлено, что ОАО «Шишкин Лес» осуществляет производственную деятельность по обслуживанию очистного сооружения в отсутствии разработанного и утвержденного проекта обоснования санитарно-защитной зоны. Как показала проверка, капитальный ремонт очистного сооружения также не проводится, новые технологии очистки стоков не внедряются, реконструкция, строительство очистных сооружений не осуществляется.
В соответствии со ст.39 Водного кодекса РФ от 03.06.06 № 74-ФЗ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема их сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Согласно Водному кодексу, источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс и или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, а также негативно влияющих на состояние водных объектов.
Вместе с тем согласно количественному химического анализа сточных вод и природных вод, проведенного лабораторий контроля воды ОАО «Шишкин Лес» установлено, что сброс сточных вод в водный объект осуществляется с превышением установленных нормативов ПДС по содержанию загрязняющих веществ по фосфату, сульфату, нитриту в 2 раза.
Данное нарушение свидетельствует о том, что очистные сооружения работают неэффективно, не отвечают предъявляемым требованиям, в связи с этим, требуют реконструкции.
При проведении проверки в сельском поселении Щаповское Подольского муниципального района установлено, что в соответствии с договором о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление сельское поселение, как собственник очистных сооружений, передало указанный объект Муниципальному бюджетному учреждению сельского поселения Щаповское «Комбинат по благоустройству, строительству и ЖКХ».
Как показала проверка, в нарушение указанных норм, МБУ сельского поселения Щаповское «Комбинат по благоустройству, строительству и ЖКХ» в настоящее время осуществляет деятельность по обслуживанию объектов инженерной инфраструктуры в отсутствии разработанного и утвержденного проекта обоснования санитарно-защитной зоны для охраны источников водоснабжения.
В соответствии со ст.ст.11, 32 Федерального закона от закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены требования к соблюдению санитарных правил, в соответствии с которыми руководитель организации обязан осуществлять производственный контроль, в том числе проведения лабораторных исследований и испытаний. Производственный контроль предполагает проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнении им противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, выполнения работ и оказания услуг и осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания, работ и услуг. Однако, в нарушение указанных норм, предприятие не заключило в рамках реализации программы производственного контроля договоры со специализированными организациями на проведение систематических лабораторных исследований сточных вод, атмосферного воздуха, почвы.
В соответствии с п.4 ст.23 Федерального закона РФ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Вместе с тем, МБУ сельского поселения Щаповское «Комбинат по благоустройству, строительству и ЖКХ также не имеет разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие проекты предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Как показала проверка, дефицит мощностей очистных сооружений в настоящее время не отвечает предъявляемым требованиям, аэротенки не работают, биологическая очистка сточных вод очистными сооружениями не выполняется, обеззараживание сточных вод надлежащим образом также не проводится, и как следствие, недоочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытый водоем.
Аналогичные нарушения выявлены в МУП «Львовская Тепловая энергетическая компания». Как показала проверка, предприятие в настоящее время осуществляет деятельность по обслуживанию указанного объекта инженерной инфраструктуры также в отсутствии разработанного и утвержденного проекта обоснования санитарно-защитной зоны для охраны источников водоснабжения. Кроме того, МУП «ЛТЭК» не заключило в рамках реализации программы производственного контроля договоры со специализированными организациями на проведение систематических лабораторных исследований сточных вод, атмосферного воздуха, почвы, не имеет разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие проекты предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
По результатам проверки городской прокуратурой внесено 9 представлений об устранении нарушений законодательства.
Аналогичная ситуация сложилась в ОАО «Шишкин Лес», очистные сооружении которые находятся на техническом обслуживании по договору аренды муниципального недвижимого имущества и технологического оборудования и организации водоотведения, заключенного с сельским поселением Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области.
При проведении проверки в сельском поселении Роговское Подольского муниципального района установлено, что ОАО «Шишкин Лес» осуществляет производственную деятельность по обслуживанию очистного сооружения в отсутствии разработанного и утвержденного проекта обоснования санитарно-защитной зоны. Как показала проверка, капитальный ремонт очистного сооружения также не проводится, новые технологии очистки стоков не внедряются, реконструкция, строительство очистных сооружений не осуществляется.
В соответствии со ст.39 Водного кодекса РФ от 03.06.06 № 74-ФЗ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема их сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Согласно Водному кодексу, источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс и или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, а также негативно влияющих на состояние водных объектов.
Вместе с тем согласно количественному химического анализа сточных вод и природных вод, проведенного лабораторий контроля воды ОАО «Шишкин Лес» установлено, что сброс сточных вод в водный объект осуществляется с превышением установленных нормативов ПДС по содержанию загрязняющих веществ по фосфату, сульфату, нитриту в 2 раза.
Данное нарушение свидетельствует о том, что очистные сооружения работают неэффективно, не отвечают предъявляемым требованиям, в связи с этим, требуют реконструкции.
При проведении проверки в сельском поселении Щаповское Подольского муниципального района установлено, что в соответствии с договором о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление сельское поселение, как собственник очистных сооружений, передало указанный объект Муниципальному бюджетному учреждению сельского поселения Щаповское «Комбинат по благоустройству, строительству и ЖКХ».
Как показала проверка, в нарушение указанных норм, МБУ сельского поселения Щаповское «Комбинат по благоустройству, строительству и ЖКХ» в настоящее время осуществляет деятельность по обслуживанию объектов инженерной инфраструктуры в отсутствии разработанного и утвержденного проекта обоснования санитарно-защитной зоны для охраны источников водоснабжения.
В соответствии со ст.ст.11, 32 Федерального закона от закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены требования к соблюдению санитарных правил, в соответствии с которыми руководитель организации обязан осуществлять производственный контроль, в том числе проведения лабораторных исследований и испытаний. Производственный контроль предполагает проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнении им противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, выполнения работ и оказания услуг и осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания, работ и услуг. Однако, в нарушение указанных норм, предприятие не заключило в рамках реализации программы производственного контроля договоры со специализированными организациями на проведение систематических лабораторных исследований сточных вод, атмосферного воздуха, почвы.
В соответствии с п.4 ст.23 Федерального закона РФ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Вместе с тем, МБУ сельского поселения Щаповское «Комбинат по благоустройству, строительству и ЖКХ также не имеет разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие проекты предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Как показала проверка, дефицит мощностей очистных сооружений в настоящее время не отвечает предъявляемым требованиям, аэротенки не работают, биологическая очистка сточных вод очистными сооружениями не выполняется, обеззараживание сточных вод надлежащим образом также не проводится, и как следствие, недоочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытый водоем.
Аналогичные нарушения выявлены в МУП «Львовская Тепловая энергетическая компания». Как показала проверка, предприятие в настоящее время осуществляет деятельность по обслуживанию указанного объекта инженерной инфраструктуры также в отсутствии разработанного и утвержденного проекта обоснования санитарно-защитной зоны для охраны источников водоснабжения. Кроме того, МУП «ЛТЭК» не заключило в рамках реализации программы производственного контроля договоры со специализированными организациями на проведение систематических лабораторных исследований сточных вод, атмосферного воздуха, почвы, не имеет разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие проекты предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
По результатам проверки городской прокуратурой внесено 9 представлений об устранении нарушений законодательства.