Рубрика  /  Новости Подольска и региона
Предложить новость
06 января 2012 07:161318обсудить новость

Поставили на рельсы


На что способен довоенный паровоз. Сотрудники московского НИИ железнодорожного транспорта сумели отреставрировать и вновь поставить на рельсы исторический локомотив серии "Э". Теперь поезд-ветеран, некогда списанный в запас, колесит по экспериментальной железной дороге. Очереди на реставрацию, тем временем, ожидают еще несколько старинных паровозов.
 
 

 
 
Одна лопата - ведро угля. Чтобы раскочегарить такой паровоз, помощнику машиниста приходится потрудиться - за пару часов в топку уже перекидали полторы тонны топлива. Пожилой "Эшак" - так прозвали довоенные локомотивы серии "Э" - просыпается не спеша. А ведь, бывало, чем только не топили. Изначально в рейс запасали поленницу березовых дров, потом перешли на уголь, а если случалось, не было ни того, ни другого, в ход шла совсем уж экзотика - сушеная рыба.

 
"Представим реку Волгу - нет леса, кругом степи, а ехать надо. Топили воблой - экзотики сколько. Как это все горело!", - говорит Борис Фролов, машинист-инструктор экспериментальной Кольцевой железной дороги ВНИИЖТ.

 
Он вообще очень неприхотливый, выносливый - до сих пор способен тянуть даже тяжелый состав. И, несмотря на солидные размеры, сам по себе очень легкий. Именно такие паровозы, как говорят ветераны-железнодорожники, вытащили всю войну - только они могли пройти по наспех положенным после бомбежек рельсам.

 
"Рельсы были легкие, а не тяжелые, поэтому нагрузку больших паровозов они бы не смогли выдерживать, а это быстрое восстановление - и дальше он работает", - пояснил Борис Фролов, машинист-инструктор экспериментальной Кольцевой железной дороги ВНИИЖТ.

 
Этот паровоз - фронтовик. Записи в паспорте - военная биография. Он получил даже боевое ранение - осколки авиабомбы в нескольких местах пробили котел. А ведь это "сердце" локомотива. Но он не сдался и продолжал колесить по СССР. Последний техосмотр прошел в конце 80-х, как ветеран был списан в запас. Но доживать свой век в депо, очевидно, не в его характере. Несколько лет назад его отправили на ремонт и теперь он снова без труда набирает километров 60 в час.

 
Плавный ход, послушный руке машиниста. Но эта покладистость обманчива - у "Эшки" строптивый характер. Для Евгения Ульянцева - машиниста электровозов - каждый такой выезд - серьезный экзамен.

 
"Вот она сегодня поехала, она сегодня загудела, она сегодня все сделала - все, экзамен выдержан", - пояснил Евгений Ульянцев, машинист экспериментальной Кольцевой железной дороги ВНИИЖТ.
 
 

 
 
Пока паровоз кружит по экспериментальному кольцу в одиночестве. На испытательном полигоне Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта в Щербинке хранят локомотивы, которые ещё предстоит отреставрировать - эти пути, можно сказать, музейные запасники - здесь стоял даже дореволюционный паровоз.

"Он старый, возил правительство России. И в своё время, когда тоже водил поезда к фронту, налетел на мину. Его не стали резать или списывать, а наложили заклепки, раму восстановили, и даже колесо осталось с гнутыми спицами. Но он остался в эксплуатации", - рассказывает Олег Ховаев, заместитель начальника цеха экспериментального кольца.

 
Сейчас - он в музее железнодорожного транспорта под Петербургом. Отсюда в экспозиции по всей России отправились без малого 40 локомотивов, один из них стоит на Рижском вокзале. Процесс это, понятно, не быстрый - ведь запчасти приходится изготавливать заново. И, конечно, затратный - сотни тысяч рублей.

 
"У нас ещё восемь паровозов есть, которые мы со всей страны собирали. Думаем, что из них четыре-пять могут быть восстановлены до работоспособного состояния и будут хорошей ценностью для будущих поколений", - считает Борис Лапидус, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.

 
Один локомотив на днях уходит в Музей военной техники в Екатеринбурге - его выставят в составе санитарного и бронепоезда. Готовят к реставрации ещё два паровоза 48-го и 54-го года выпуска - обкатывать их будут здесь же, на экспериментальном кольце - так что железнодорожная история вернется на круги своя.
Источник: Вести-Москва

«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ