Рубрика  /  Новости Подольска и региона
Предложить новость
02 сентября 2010 11:351689обсудить новость

Музей пособников Вермахта


В подмосковном Подольске местный бизнесмен Владимир Мелихов открыл на территории собственного участка "Музей антибольшевистского сопротивления", официально посвященный борьбе казаков с большевиками. Музей представляет в положительном свете и тех казаков, что сражались на стороне Гитлера в Великой Отечественной войне. В экспозиции представлены униформа офицера вермахта с символикой донских казаков, нацистские плакаты с призывами на русском и портрет Гельмута фон Паннвица, «верховного походного атамана казачьего стана», группенфюрера СС (был казнен как военный преступник).

В церемонии открытия принял участие епископ Женевский Михаил (РПЦЗ), который освятил музей.

РПЦЗ (где много представителей «второй» - военной – эмиграции и их потомков) вообще склонна оправдывать тех, кто был готов бороться с Советской властью пусть даже рядом с Гитлером. Так, Архиерейский Синод РПЦЗ ротестовал против именования генерала Власова предателем.

Попытки оправдать гитлеровских пособников тем, что они боролись с большевиками, делались и делаются в Прибалтике и на Украине; Россия не раз высказывала свое резкое осуждение этих попыток.

Напомним также, что в 1998 году в Москве у Храма всех святых возле станции метро "Сокол" открыли памятник Краснову, фон Паннвицу и другим "воинам, павшим за веру и Отечество". Но 8 мая 2007 года эта мемориальная плита была разбита.

Regions.Ru попросили священнослужителей и экспертов прокомментировать открытие подольского музея.
Отец Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, не понимает, зачем такой музей нужен.

«Безусловно, эта страница нашей истории должна быть тщательно изучена и получить адекватное отражение в музейных экспозициях. Все зависит от того, как это подать. Обеление тех, кто воевал на стороне нацистов, подавляющее большинство россиян воспринимает с раздражением, - для них оно просто психологически неприемлемо», - отметил он.

«Ни с моральной точки зрения, ни с религиозной сотрудничество с нацистами оправдано быть не может, даже если люди, перешедшие на сторону Гитлера, делали это из благородных побуждений», - добавил протоиерей.
Отец Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, оговорился, что экспозиции он не видел, и ограничился разговором о самом сотрудничестве с нацистами в борьбе с большевиками.

«Мне представляется, что выбор православных, избравших Гитлера в качестве союзника в борьбе с большевиками, в том числе и казаков, с религиозной христианской точки зрения был принципиальной и глубочайшей ошибкой», - сказал он.

«Да, большевизм был воплощением диавольской антихристовой силы, но и Гитлер был откровенным язычником-антихристианином, погрязшим в бесовщине и оккультизме. Союз с ним даже для борьбы со злейшим врагом для христианина должен представлять абсолютный нонсенс», - отметил протоиерей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает, что создание музеев, прославляющих людей, сражавшихся на стороне врага, в принципе недопустимо.

«Для подавляющего большинства наших соотечественников это стало бы осквернением народной памяти о войне», - отметил он.

«Другое дело, что исторические факты, связанные с этим вопросом, должны, конечно, детально изучаться. Отдельная и очень сложная тема – это личная трагедия тех людей, которые в силу различных причин и обстоятельств оказались на стороне фашистов», - добавил отец игумен.
Иеромонах Макарий (Маркиш). Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", напомнил, что Церковь молится за всех усопших: и за праведных, и за грешных.

«Мне кажется, что надо поминать всех убитых в Великой Отечественной Войне людей, сострадая и тем, кто по заблуждению принял сторону Вермахта. Эту позицию, по-видимому, разделяет и владыка Михаил, так как в последнем случае речь идет о его предках и предках многих зарубежных верующих. Надо признать, что наши деды ошибались, но отказаться от них мы не можем: Церковь молится о всех усопших своих членах», - заметил он.

«История – это не чистый родник, а мутная вода, которая в большинстве случаев покрывает человеческое страдание и горе. И помня об этом, нам надо проявлять большую чуткость к своим живым и усопшим ближним», - заключил отец Макарий.

Заместитель муфтия по общественным отношениям, руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов полагает, что предательство нельзя ничем оправдать.

«Мне кажется, людям, воевавшим против своего народа, нет оправдания. И неважно, какие идеи их подвигли на предательство. То, что они хотели освободить Родину от атеистического коммунистического режима, их не оправдывает», - считает он.

«Мне кажется, что реального уважения и сочувствия достойны лишь те люди, которые в свое время не покинули Россию и были готовы отстаивать свои убеждения и веру, проходя через тюрьмы и лагеря», - заключил Ахмед-хаджи.


Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), директор Центра географии религий Роман Силантьев считает недопустимой героизацию пособников нацистов.

«Хочу напомнить, на мой взгляд, неудачное белоэмигрантское выражение: «Против большевиков - хоть с чертом», которое в полной мере применимо к истории казачества в эмиграции времен Великой отечественной войны. Есть еще одна сакраментальная фраза по этому поводу: «Целились в большевизм, попали в Россию»», - сказал он.

«Поэтому мое мнение однозначно: соотечественники, воевавшие на стороне нацистов, либо идиоты, либо предатели Родины», - резко заключил Роман Анатольевич.
Валентин Владимирович Лебедев Председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев полагает, что нужно отличать искреннее заблуждение от злонамеренности.

«Мы представляем Великую отечественную войну в черно-белом свете, но ее события имеют полутона. Это касается и вопроса о формировании казачьего корпуса фон Паннвица. Не стоит белогвардейских казаков, служивших на стороне Вермахта, сравнивать с власовцами. Последние присягали Советскому союзу и, перейдя на сторону нацистов, совершили реальное предательство. Казаки же действительно были уверены, что вступают в борьбу с большевизмом и большая часть их жестоко поплатилась за это: как мы помним, англичане выдали коммунистам тех из них, что оказались в плену», - заметил он.

«История белоэмигрантского казачества в отечественную войну – это сложнейшее сплетение судеб человеческих, и она требует внимательного подхода с известной долей сочувствия», - заключил Валентин Владимирович.
Виталий Скляров, советник атамана войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», полагает, что не стоит развешивать ярлык «предатель» на всех пособников Вермахта.

«Хочу напомнить, что история формирования корпуса фон Паннвица сложна и неоднозначна. Когда в Югославии коммунисты во главе с Тито начали бороться за власть, их удар в первую очередь был нацелен на белых эмигрантов. И создание казачьего отряда во многом было обусловлено стремлением к самозащите», - рассказал он.

«Более того, казаки в основном привлекались в обслуживании немецкой армии и корпус фон Паннвица никогда не вел военных действий против войск СССР, а был задействован в военных антикоммунистических операциях в Греции и Италии. Поэтому я не думаю, что стоит ставить их в один ряд с такими предателями как бандеровцы или власовцы», - заключил Виталий Николаевич.

Источник: REGIONS.RU

«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ