Рубрика  /  Новости Подольска и региона
Предложить новость
28 июня 2010 09:29837обсудить новость

Как не запутаться в Сети, делая покупки на расстоянии?


Более 80% интернет-пользователей, согласно последним исследованиям, хоть раз в жизни отоваривались виртуально. Но только половина москвичей и четверть жителей регионов отваживаются покупать что-либо в Паутине чаще чем раз в год. А ведь заглянув в отечественный интернет-магазин, можно сэкономить 10—20%. Если податься в зарубежную лавочку, реально срезать и полцены. Но отовариваться в Интернете — особое искусство, говорят покупатели со стажем. Торговля виртуальная, экономия — реальная.

Российский интернет-рынок хоть и растет на 40—100% в год, но до насыщенности зарубежного ему еще далеко. Немало иностранных товаров в российском сегменте Интернета просто не достанешь, а в рознице они продаются втридорога. Опытные шоперы в таком случае выбирают зарубежные интернет-магазины. “Лучшей репутацией при этом пользуются немецкие — правда, здесь может встать проблема языка”, — рассказывает съевший собаку на виртуальных покупках знакомый.

Отовариваться за бугром на первый взгляд несложно — добавляешь товар в виртуальную корзину и оплачиваешь при помощи банковской карточки. Однако проблемы могут возникнуть уже на этом этапе. Отечественные банки “дружат” далеко не со всеми валютами, так что операция по карте может просто не пройти. Да и не все зарубежные интернет-магазины готовы связаться с российскими покупателями (а также нашей почтой и таможней). Так, продавцы международногоruинтернет-аукциона eBay стали отказываться работать с клиентами из России из-за неадекватных фактических сроков доставки.

Вот тут-то и прослеживается один из минусов зарубежного интернет-шопинга — покупку придется ждать в среднем от двух недель до двух месяцев. В ряде случаев посылка задерживается в пути свыше трех месяцев. Правда, есть вариант доставки экспресс-почтой, но тогда ее цена возрастает в 3—4 раза. Например, корреспонденту “МК” музыкальный диск из Японии (они, к слову, особенно ценятся среди меломанов) обычным способом доставили за $7. В следующий раз решено было испытать “экспресс”, однако за удобство пришлось выложить $30 с лишним. Вообще цена быстрой доставки может доходить и до $50 долларов (в зависимости от страны). Но доставляют и впрямь сравнительно быстро — в течение недели.

Если посылка застряла на таможне или по пути к ней, это можно отследить при помощи уникального номера, который присваивается грузу (чаще при >курьерской доставке). Его нужно будет ввести в специальную форму на сайте везущей товар компании или почтовой службы. Если часть покупки по пути пропала, данный способ позволит отследить, когда и где это произошло. Ведь вес уменьшится. Выход тут обычно один — жаловаться в вышестоящие таможенные органы (вплоть до ФТС).

Очень дорогие покупки в зарубежных интернет-магазинах делать довольно муторно, да и невыгодно: нужно вписаться в стоимость посылки в 10 тыс. руб. (лимит на неделю в адрес одного физлица). Иначе — как говорят покупатели со стажем — предстоит “попасть на таможню”. Если покупка дороже необлагаемой суммы, придется уплатить пошлину в 30%. В случае курьерской, а не почтовой доставки необлагаемая сумма еще меньше — 5 тыс. руб. Не случайно некоторые иностранные торговые фирмы просто отказываются поставлять российским покупателям груз, который стоит больше тех же 5 тыс. руб.

С этими лимитами связан определенный риск. Так, автору этой статьи как-то пришлось убить целый день, вызволяя свою интернет-покупку из лап таможенников. Да еще и отдать в качестве пошлины немалую часть стоимости товара, что сделало все мероприятие абсолютно невыгодным. Дело в том, что товар стоимостью 9 тыс. руб. должен был прибыть в Москву почтой, при этом вписываясь в установленный лимит. Однако продавец изменил способ доставки товара — с почтового на курьерский. А тут, как уже было сказано выше, совсем другая необлагаемая сумма. Не случайно опытные шоперы стараются не набирать в зарубежной интернет-лавочке товаров больше чем на 5 тыс. руб.

У зарубежной виртуальной закупки есть и еще один важный недостаток — сложно возвращать или менять товар, если он не подошел или попросту бракован. Платить за отправку товара назад не надо, однако сам процесс связан с немалыми временными затратами. А купить кота в мешке в забугорном магазине примерно так же просто, как и в нашем. Например, размерная сетка (если речь идет об одежде) иногда не соответствует общепринятым нормам. К тому же может возникнуть путаница при отправке: как-то знакомому шопоголику прислали из-за бугра ботинки разных размеров.

Если действовать грамотно, риск обычно оправдан — в отдельных случаях можно сэкономить более половины цены (если сравнивать с российской “невиртуальной” розницей) или же “выцепить” за границей не представленный в нашей стране товар.


Торговая точка RU


Экономия в российских интернет-магазинах в среднем меньше — обычно это 10—20%. Большую часть пирога захватили 50 виртуальных гипермаркетов — на них приходится около 40% рынка онлайн-торговли. В основном речь о крупных торговцах электроникой, представленных и в реальном мире. Более мелких магазинов — около 2,5 тысячи (примерно в половине — всего 5—7 сотрудников с учетом курьеров). “Реальных” же торговых точек в стране куда больше: в одной только Москве около 35 тыс.


Почему интернет-магазины не растут у нас как грибы после дождя? Серьезного спроса нет, отвечают виртуальные продавцы. Да и опросы показывают, что более половины респондентов не устраивают два фактора — сложность увидеть (и пощупать) товар заранее, а также возможность быть обманутыми. Первая отговорка вполне понятна и объяснима, а вот вторая не выдерживает критики. Уровень мошенничества в электронной коммерции — всего 0,007% от оборота. Когда-то он доходил и до 15%, но теперь системы безопасности почти на высоте. Особо пугливым банковские эксперты рекомендуют для интернет-покупок использовать дебетовую, а не кредитную карту. Если ею вдруг смогут воспользоваться мошенники, то хотя бы не воспользуются кредитным лимитом.


А вот по степени защищенности от нарушения своих прав интернет-потребители, конечно, уступают обычным. Но не сильно — дистанционная торговля в последние годы была полностью “вписана” в закон “О защите прав потребителей”. “МК” решил рассмотреть некоторые распространенные нарушения, с которыми сталкиваются интернет-покупатели.


Обнаружился брак. Претензию продавцу с требованием вернуть деньги лучше всего слать заказным письмом с уведомлением о вручении. Тот обязан ответить в течение десяти дней. При этом интернет-торговцы вправе не поверить вам на слово и отправить товар на экспертизу. Если покупка весит менее пяти килограммов, покупателю согласно требованиям закона “О защите прав потребителей” придется привезти ее самостоятельно (в ряде случаев интернет-магазины все же присылают за товаром курьеров). Предположим, продавец не откликнулся — можно подавать иск в суд. Проведение независимой экспертизы в таком случае все равно понадобится.


Одежда не подошла по размеру. Интернет-магазины нередко отказываются менять товар на таком основании. Однако, как и при покупке в обычном магазине, обмен неподошедшего изделия возможен в течение 14 дней. И ссылаться на “дистанционность” покупки торговцы не имеют права (статья 25 закона “О защите прав потребителей”).


Место производства (сборки) товара не соответствует заявленному продавцом. Например, вы приобрели какую-либо технику, купившись на пометку на сайте (или заявление по телефону) о ее европейском происхождении. А потом в документации или на этикетке обнаружили правду: “Сделано в Китае”. Продавец тут не виноват — вы могли, в теории, увидеть эту надпись в момент доставки и просто не платить за товар. В таком случае считается, что информация от изготовителя предоставлена. Однако дистанционный способ покупки все же дает вам право вернуть деньги в течение семи дней (статья 26.1 закона “О защите прав потребителей”). А если в момент доставки товара информация о сроках возврата не была предоставлена в письменной форме, то времени на отказ от товара куда больше — три месяца с момента его передачи.


Интернет-магазин тянет с доставкой. Нужно отправить претензию на имя директора магазина с требованием в 10-дневный срок все-таки доставить покупку или, по крайней мере, вернуть все деньги. В обоих случаях торговцы обязаны “приложить” неустойку — 0,5% от общей суммы за каждый день просрочки. Если магазин сопротивляется, добиваться правды придется опять же в суде.


Таким образом, виртуальные проблемы покупателя, по сути, решаются аналогично реальным. И в этом смысле отечественные магазины выгодно отличаются от зарубежных — менее проблематично качать права.
 

Хит-парад интернет-покупок


— Книги.
— Диски с музыкой и фильмами.
— Бытовая техника и электроника.
— Товары для дома и ремонта.
— Билеты на развлекательные мероприятия.
— Музыка и фильмы в цифровом виде.
— Парфюмерия.
— Авиабилеты, бронирование номеров в гостиницах.


«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ