В выходные горожане, измученные бесконечными заторами в столице, устремляются в Подмосковье, чтобы угодить в новые пробки. Согласованного плана развития столичных и областных магистралей до сих пор нет. Но в Подмосковье сейчас заняты главным перспективным проектом - все надежды на строительство Центральной кольцевой автодороги. Последняя названная дата окончания строительства - 2015-й.
На Щёлковском шоссе ощущение нескончаемых выходных. Семь дней в неделю здесь пробки: и в город, и из города. "Много населенных пунктов, светофоров много. И узкая дорога. Это равносильно, что Ярославское шоссе. Такая же дорога. До Мытищ семь полос, после на Ярославке - три полосы. Это разве дороги у нас строят?", - удивляется автолюбитель.
Ярославское шоссе недавно расширили. До Королева теперь можно доехать с ветерком. Но дальше опять "бутылочное горлышко". Щёлковское шоссе в этом плане гораздо равномернее - оно узкое на всем протяжении. Главная потеря времени происходит на переезде у Звездного городка.
"Как попадешь на переезде, бывает с пятого раза проедешь, а бывает - с первого, когда как", - говорит Вячеслав Пушкаш, автовладелец.
Большая часть водителей в качестве начальной или конечной точки своего маршрута называют Черноголовку - самый отдаленный населенный пункт по Щёлковскому направлению.
Полсотни километров пути, 11 светофоров и один железнодорожный переезд. Дорога от Москвы до Черноголовки отнимает около часа. Но это при хорошем раскладе. Если же не повезет, она может быть дольше в два, а то и в три раза.
Покончить с пробками на подъездах к столице решено при помощи очередного кольца длиной в 520 километров. ЦКАД, Центральная Кольцевая Автодорога. По оценкам подмосковных чиновников, заторы вокруг Москвы на две трети вызваны дальнобойными фурами, использующими МКАД в качестве транзитной магистрали.
"Мы разгрузим от грузового транспорта главные входы в город Москву, это на расстоянии 30 километров от МКАД. Это позволит более динамично работать дорогам, повысить их пропускную способность в часы пик утром и вечером", - объяснил Александр Митусов, первый заместитель министра транспорта правительства Московской области.
Два бетонных кольца - большое и малое - в Подмосковье уже есть. ЦКАД будет третьей подобной магистралью. При этом кольцевой ее можно назвать с большой натяжкой. На востоке она пройдет вдоль малой бетонки, а на западе - вдоль большой. Ломанный контур и "грыжу" с левой стороны злые языки объясняет нежеланием обитателей престижных коттеджных поселков Одинцовского района соседствовать с шумной трассой. Проектировщики же называют эту версию поверхностной и призывают смотреть вглубь.
"Геологическая обстановка вокруг Москвы разная. Это тоже необходимо учитывать. Рельеф местности также имеет у нас большие перепады в разных направлениях. И вот эти моменты являются основными при проектировании данной трассы. И гидрография нашей Московской области тоже непростая", - отмечает Илья Балакирев, директор фирмы "Мосгеоплан".
Да и социально-демографическая обстановка не лучше. Дома работы нет, и сотни тысяч жителей Подмосковья едут в столицу. При помощи ЦКАД областные власти надеются не только решить транспортную проблему, но и проблему занятости.
"В Московской области есть масса программ, которые связаны, так или иначе, с ЦКАДом. В том числе логистические центры, товарные дворы, международные торговые центры", - рассказывает Эрик Бугулов, генеральный директор ОАО "Центральная кольцевая автомобильная дорога".
МКАД обрастал торговыми центрами постепенно и стихийно. С ЦКАДом это произойдет сразу и по плану. В желании выжать из дороги все по максимуму эксперты не видят ничего хорошего.
"Не надо навешивать на магистраль несвойственные ей функции. Иначе она захлебнется, действительно, не транспортным потоком, который обводит город, а будет опять подъездным путем к торгово-развлекательным центрам", - считает Александр Цернант, заместитель генерального директора НИИ Транспортного строительства.
В аббревиатуре ЦКАД слово "Центральная" должно означать государственный масштаб стройки. В этом случае, по мнению экспертов, было бы логичнее пустить новую трассу вдоль большой бетонки, чтобы сделать ее доступнее для жителей соседних областей. Но она идет вдоль малой - очевидно, вслед за желанием инвесторов не слишком удаляться от столицы. Их тоже можно понять. Проект дорогой. Только первая двухсоткилометровая очередь обойдется в пятьсот миллиардов рублей.