Разбитые стёкла, изрезанные сиденья, украденные полки – вандализм в пригородных поездах на Московской железной дороге достиг небывалых масштабов. Ущерб уже измеряется миллионами рублей. Как справиться с вандалами на железной дороге?
Прибытие поезда для рабочих депо – не киноклассика, а ежедневный осмотр. Если стёкла в вагонах целые, это ещё не значит, что и внутри порядок. Должность Юрия Чеканова – ответственный за санитарно-культурное состояние электричек депо "Москва-2". Каждое утро проверяет десятки составов. Говорит: судя по следам, оставленным пассажирами, проблемы у них не только с культурой.
"В месяц у нас уничтожают, режут, выкидывают порядка тысячи диванов, сидений. Разбивают порядка 500 стёкол различной конструкции. Воруют полки, переходные ручки и так далее", - рассказывает Юрий Чеканов.
"И так далее" – это вообще всё, что можно сломать или разбить. По словам машинистов, кое-кто из пассажиров может даже в дождь вырвать стеклоочистители, причём прямо на перроне, а потом пройти и сесть в эту же электричку. Отдельная графа расходов для Московской железной дороги – стёкла. Их бьют бессмысленно и беспощадно.
"Вот лобовые стёкла электропоездов "М4 - Спуткник". Такое стекло стоит порядка 120 тысяч. Камень бросил – стекло под смену", - говорит ремонтник.
Только в первом квартале этого года вандалы уже разбили 135 лобовых стёкол в кабинах машинистов. Всего за три месяца в электричках заменили 916 тысяч квадратных метров стёкол. Почти 7 тысяч диванов приведены в негодность. Ущерб измеряется миллионами рублей.
"На восстановление поездов от вандализма у нас уже потрачено больше четырёх миллионов рублей", - приводит данные главный инженер депо "Москва-2" Валентин Коржуев.
То, что весной ущерб от вандалов вырос в разы, железнодорожники связывают с началом футбольного сезона. Фанаты громят электрички вне зависимости от того, победила или проиграла их любимая команда. Видео размещают в Интернете. Это у них такой спортивный интерес – c гиканьем и улюлюканьем за пять минут разнести вагон, на котором сами же и приехали. После футбольных матчей на ремонт идут целые составы.
"Только вчера электропоезд был свежевыкрашен. Сегодня он пришёл на технический осмотр уже разукрашенным", - отмечает ремонтник.
Железнодорожники считают, что милиции нужно ужесточить контроль в электричках. Сейчас во всех столичных депо работы по ремонту идут круглосуточно. Утром пассажирами становятся миллионы жителей Подмосковья. Ночью и десятка вандалов достаточно, чтобы отправить сразу несколько составов на запасные пути. Вместо новых кассовых павильонов и благоустройства платформ деньги уходят на стёкла, краску и дерматин. За три месяца 2010 года ущерб, нанесённый МЖД, превысил 12 млн рублей.