2010 Апрель
07
09:14
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Развитие продолжается

07 Апрель 2010 09:14

На одном из оперативных совещаний в Подольском районе о развитии предпринимательства в Подольском районе доложила начальник отдела по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей Н.В. Лямина. Тема показалась интересной. И мы попросили Наталью Владимировну ответить на некоторые вопросы редакции более подробно.

– Наталья Владимировна, для бизнеса наступили непростые времена. Финансовый кризис, нестабильность на рынке потребительских товаров и услуг не могли не сказаться на работе районных предприятий. Уменьшилось ли их число, произошло свертывание производства, испытывает ли трудности торговля?
– В нашем районе осуществляют деятельность более 2500 организаций и частных предпринимателей. Несмотря на все трудности последнего периода, предпринимательство продолжает развиваться. Так, с начала прошлого года начали свою деятельность 64 организации. Введено в эксплуатацию более 100 тыс. кв. м площадей.
  В то время, когда предприятия испытывают трудности в связи с финансовым кризисом, очень важными становятся мероприятия по устранению административных барьеров ведения бизнеса и поддержке предпринимательства. Так, в 2008 году принята программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства». В рамках этой программы в мае прошлого года состоялась III районная конференция «Актуальные проблемы развития малого и среднего предпринимательства и определение путей их решения». В ней приняли участие более 100 субъектов малого и среднего бизнеса, представители прокуратуры, налоговой инспекции, банковской сферы, словом, те, кто является участником федеральных программ по поддержке предпринимательства. Обсуждались принятые в 2008-2009 гг. важные законодательные акты, проведен опрос руководителей с целью изучения проблем. По его результатам сделан анализ состояния развития малого и среднего бизнеса в условиях мирового финансового кризиса, выявлены проблемы, волнующие большинство людей, занимающихся бизнесом.    Законодательная информация, возможности и процедура участия в программах по поддержке предпринимательства всех уровней, справочная информация размещены на специальном блоге сайта администрации района www.podolskrn.ru.
А на базе ОО СППР организована работа консультационного центра «ПравоведЪ», куда могут обратиться за юридической помощью как желающие начать собственное дело, так и действующие организации.
Кроме того, постоянно проводится мониторинг состояния субъектов малого предпринимательства в условиях финансового кризиса.    Предприятиям, испытывающим трудности в финансово­хозяйственной деятельности, предоставляется информация о возможности и процедуре участия в областных и муниципальных программах. Так, ООО «Геотех­К», ООО «Сокта», ООО «Викар» направили заявки в Подольский центр занятости на участие в программе по снижению напряженности на рынке труда (численность на данных предприятиях 110 человек). ООО «Луч», Покраска­Сервис», «Геотех­К» принимают участие в программе по переобу­чению кадров. Индивидуальные предприниматели Н.К. Киселев, С.П. Фомин, Е.Н. Нетфулова – в программе самозанятости.
С целью популяризации предпринимательства и обмена опытом ежегодно проводятся конкурсы на звание «Лучшее предприятие Подольского муниципального района» по восьми номинациям. В прошлом году в нем приняли участие более 50 организаций. По итогам конкурса оформлен стенд победителей и призеров конкурса, к 80-летию района выпущена брошюра «Подолье…Бизнес в развитии».
Для повышения интереса старшеклассников к реализации идей собственного дела проведен конкурс «Начни свой бизнес». Основным критерием оценки конкурсных работ явилось применение бизнес-идеи именно в Подольском районе. По результатам конкурса все участники и их преподаватели награждены дипломами и ценными подарками.
Сотрудники отдела регулярно ведут консультативную работу с представителями малого бизнеса по организации деятельности, порядке постановки на налоговый учет, налоговой политике предприятий, а также содействуют в пределах своей компетенции в решении сложных вопросов взаимодействия с контролирующими органами и разрешительными структурами.
  Конечно, основными проблемами предпринимателей на сегодняшний день являются тяжелое налоговое бремя, трудности получения согласовательной и разрешительной документации, подключение к электрическим сетям. К сожалению, органы местного самоуправления со своей стороны практически не могут повлиять на это.
Районная конференция выявила также проблему завышения тарифов ЖКХ для коммерческих организаций. После этого в ОАО «Рязаново» произведен перерасчет коммунальных платежей 21 организации и приведение их в соответствие с тарифами. В настоящее время на контроле отдела находятся спорные вопросы с коммунальщиками ОАО «Наш дом», ОАО «Шишкин Лес».
   Не менее сложная проблема – ошибки при оформлении разрешительных документов (например, в адресах объектов). На сегодняшний день нет законодательных актов, регламентирующих порядок их исправления. При этом, предпринимателю предлагается прийти за исправленным документом через месяц, поскольку не хватает сотрудников, чтобы переписать документ. Бывает, что ошибку обнаружила другая разрешительная служба. Документ был выдан в 2005 году. Бессрочно. При обращении за исправлением нередко предлагается заново пройти весь процесс получения документов, поскольку прошло уже слишком много времени. Но ведь заключение было выдано бессрочное, т. е. не предполагало последующей перепроверки. В результате по первому случаю исправленное разрешение получено на следующий день, по второму – служба настояла на необходимости проверки, но пообещала сделать это в наиболее короткий срок (события произошли сразу после трагедии в Перми).
– То есть получается, что директору предприятия приходится заниматься оформительскими вопросами, а отнюдь не развитием своего бизнеса?
– Во всяком случае, это значительно осложняет предпринимателям жизнь. Технологическое подключение к энергосетям – вообще отдельный и больной вопрос. Изменившееся законодательство заставило всех потребителей не только платить за потребляемую энергию, но и «выкупать» свои мощности. Это новая для предпринимателей проблема и многие принимают зачастую навязываемые сетевыми организациями условия как догму. Нередко это заводит предпринимателя в тупик, так как за небольшое количество потребляемых киловатт им необходимо выложить весьма значительные суммы, что ставит под угрозу весь бизнес. При этом, существующее законодательство достаточно четко расписывает процедуру присоединения, а именно: стоимость техприсоединения высчитывается произведением утвержденного для данной сетевой организации тарифа и выкупаемой мощности. А в эту стоимость входят и работы по разработке техусловий, и проведение соответствующих согласований, и само подключение. Очень важно, что в стоимость входят и все работы по подключению до границ земельного участка заявителя, а заявитель должен позаботиться только о работах на своем земельном участке. Кроме того, при присоединении мощностей до 15 кВт стоимость подключения составляет 550 руб. (убыток сетевой организации при проведении данных работ учитывается при расчете тарифа на подключение), а предприятия малого бизнеса, подключающие до 100 кВт, имеют право на трехлетнюю рассрочку. Разъяснение по данному вопросу подготовлено для размещения на сайте Подольского района.
   К сожалению, после подписания указа президента РФ «О неотложных мерах по устранению административных ограничений» и выхода нового закона о проверках, предприниматели обращаются в отдел и констатируют, что проверки не только не уменьшились, но их количество даже возросло. Согласно федеральному закону № 294-ФЗ, регламентирующему порядок проведения плановых и внеплановых проверок для государственных контролирующих органов и муниципального контроля, эти проверки должны быть либо спланированы заранее и согласованы с органами прокуратуры, а также информация об этом должна быть размещена в средствах массовой информации, либо проведена внеплановая проверка в случае угрозы жизни и здоровью граждан, что также должно быть санкционировано прокурором. На практике оказалось, что государственные контролирующие органы не могут работать в таком режиме и под действие данного закона не подпадают. Подольская городская прокуратура разъяснила, что все органы государственного и муниципального контроля должны соблюдать требования этого закона, за исключением ведения дел о нарушении антимонопольного законодательства, оперативно-розыскных мероприятий, финансового и налогового контроля, есть некоторые исключения и для административно­технического надзора.
Контролирующие органы к тому же используют и новую схему проверок: вызывают предпринимателя к себе с документами.
   Конечно, отдел не отстаивает «презумпцию невиновности предпринимателя». Трагедия в Перми показала, что и разрешительная, и контролирующие системы должны работать, но, наверное, главным показателем должно стать не количество штрафов, а реальное соответствие объектов действующему законодательству, т.е. сначала необходимо разъяснить, выдать предписание, а потом уже налагать штраф, если не последовало реакции. Пока же для контролирующих органов действует принцип: незнание закона не освобождает от ответственности.
– Больше всего представителей малого бизнеса занимаются торговлей?
– Да, сфера потребительского рынка наиболее востребована в малом бизнесе, поскольку характеризуется достаточно высоким оборотом капитала, и составляет более 50% всех субъектов малого бизнеса. Количество предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания ежегодно растет, однако их доля в общем числе предприятий в последние годы уменьшается в пользу организаций, предоставляющих услуги, и производственных предприятий. Необходимо отметить ежегодный рост на 3-5% предприятий бытового обслуживания.
   Так, в 2009 году открылись новые объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Лаговском, Рязановском, Стрелковском, Вороновском, Роговском сельских поселениях. Чтобы обеспечить жителей товарами народного потребления, в районе размещено 153 нестационарных объекта. Оборот розничной торговли по малым предприятиям за прошлый год вырос на 17% по сравнению с предыдущим годом и составил 7,6 млрд. рублей.
Отдел контролирует также соблюдение лицензионных требований по розничной продаже алкогольной продукции. За год проведено 31 обследование и выдано 26 согласований размещения данных объектов для последующего оформления лицензии в министерстве потребительского рынка и услуг Московской области. В пяти случаях организации получили отказ.
Ведется контроль за деятельностью рынков и девяти торговых комплексов.
Одно из важных социально значимых направлений – обеспечение товарами первой необходимости жителей 56 отдаленных малочисленных населенных пунктов, где отсутствуют стационарные объекты торговли. Они обслуживаются автолавкой. Такую социальную нагрузку несут на себе шесть субъектов малого бизнеса и одно предприятие потребительской кооперации. С ними заключены муниципальные контракты на оказание транспортных услуг по доставке продовольственных и промышленных товаров в сельские населенные пункты района, в соответствии с которыми предусмотрена компенсация транспортных расходов организаций, осуществляющих доставку товаров, за счет субсидий местным бюджетам из бюджета Московской области. Однако, в настоящее время, субсидия из областного бюджета не поступила и недофинансирование по данному направлению составляет более 700000 рублей. Соответствующие письма направлены в министерство потребительского рынка и Мособлдуму.
    Очень важным является вопрос удовлетворения потребности населения в торговых объектах и преобразования нестационарной и развозной торговли в постоянно действующие объекты. Такая работа проводится в дд. Алхимово (с/п Рязановское), Коледино, Дмитрово (с/п Лаговское), появились магазины, в дд. Сальково (с/п Кленовское), Тарасово (с/п Рязановское), Песье (с/п Щаповское), Борисовка (с/п Стрелковское), постоянно действующие киоски и тонары по продаже ТНП. После проведения анализа потребности населения в объектах потребительского рынка и разработки схемы территориального планирования наша задача по развитию потребительского рынка станет более определенной.
– Наталья Владимировна, можно ли сказать, что пополнение бюджета от предпринимательской деятельности существенно или здесь есть еще резервы?
– Последствия мирового финансового кризиса, естественно, отразились на налоговых отчислениях, они резко снизились. И одна из задач, которая стоит перед отделом, – мобилизация доходов бюджета – с одной стороны, стала еще актуальнее. С другой – в сегодняшних условиях требуется изменить акценты и направить свою работу, в первую очередь, на потенциальных плательщиков, которые осуществляют деятельность на территории района, но зарегистрированы в других муниципальных образованиях или субъектах РФ и не встали на налоговый учёт по месту своей деятельности. Таким образом, все налоги идут мимо нас – по месту регистрации предприятия. И здесь важно то, что постановка на учёт структурного подразделения не увеличивает налоговое бремя на предприятие, а только перераспределяет его в разные бюджеты.
В прошлом году мы провели большую работу по мобилизации доходов: проконтролировали постановку на налоговый учет и полноту уплаты налогов, более 20 выездных мероприятий организовано совместно с областным минфином, управлением НПК и налоговой службой с целью выявления организаций, не состоящих на налоговом учете в районе. Из трехсот проверенных организаций 131 не состояла на учете в районе, т.е. не отчислялись налоги в бюджет района.
В результате поставлено на учет 53 организации и 35 индивидуальных предпринимателей. При этом, в консолидированный бюджет поступило более 15 млн. руб. в виде налогов на доходы физических лиц, более 520 тыс. руб. единого налога на вмененный доход, свыше 320 тыс. руб. составляет плата за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, контролировали мы полноту начисления и правильность перечисления налогов. Так, с ОКАТО других муниципальных образований и в результате пересчета отчислений предприятиями произведен возврат в район и доначисления налогов в сумме более 900 тыс. рублей.
Регулярно проводится работа с недоимщиками и контроль за соблюдением трехстороннего соглашения по уровню зарплаты. Ежеквартально заседает рабочая группа.
– Какие задачи стоят перед вашей службой в этом году?
– Самое главное – контроль за поступлением ЕНВД от предприятий района.
– Наталья Владимировна, ваша служба не только координирует работу предпринимателей, но и осуществляет защиту прав потребителей. Расскажите, как обстоят дела в этом направлении?
– Защита прав потребителей – иная сторона работы отдела, когда, напротив, недобросовестный предприниматель отказывается удовлетворять законные требования жителей.
За год зафиксировано 128 нарушений законодательства о защите прав потребителей (из них 107 жалоб поступило от жителей района). В 58 случаях с хозяевами торговых точек проведена консультация, в 63-х составлены письменные претензии, подано семь исковых заявлений в суд, оказана помощь истцам в подготовке к судебным процессам и принято в них участие.
По 119 обращениям принято положительное решение в досудебном порядке.
В результате проведенной работы потребителям за некачественно оказанные услуги и проданные товары возвращены деньги, заменены или отремонтированы телевизоры, аппараты мобильной связи, холодильники, стиральные машины, обувь. В большинстве случаев оказана существенная помощь по нарушениям в предоставлении коммунальных услуг, изготовлении и установки окон, дверей, услугам связи, ремонту и пошиву одежды, ремонту бытовой техники.
Зачастую помощь потребителям оказать сложно, так как недобросовестный продавец или изготовитель скрываются от покупателей. В таком случае специалистам отдела приходится еще и разыскивать ответчика. Нередко и сами потребители ведут себя неправильно: начинают устные переговоры, и доказать правоту им трудно, а подчас невозможно. Поэтому лучше заключать письменные договоры на покупку товара или оказание услуги и в случае претензий все оформлять в письменной форме, оставляя себе копии документов.
Приведу несколько интересных примеров. У жительницы п. Львовский в течение срока гарантии выходит из строя газовая плита, установленная газовой службой г. Климовска. Ей обещают провести экспертизу причины поломки плиты и в случае, если это заводской брак, устранить его в течение 40 (!) дней. Помыкавшись с кастрюлями по соседям, женщина обратилась к нам. После того, как руководству газовой службы разъяснили, что они обязаны в соответствии с действующим законодательством в течение трёх дней предоставить ей на время ремонта другую плиту, её неудачную покупку отремонтировали на следующий же день.
Другой пример. Житель поселка Щапово обратился к нам, рассказав о ситуации, в которой может оказаться любой автолюбитель. После небольшой аварии машину ставят на ремонт в мастерскую, при этом подписываются документы, согласно которым зафиксированы повреждения машины и приписка, что, поскольку автомобиль грязный, возможны другие скрытые дефекты, за которые мастерская ответственности не несет. Когда хозяйка приехала получать машину – та была поцарапана в нескольких местах. На возмущение и требование устранить их, администратор, естественно, ответил отказом, предъявляя подписанный ею документ. Женщина машину забирать отказалась, сфотографировала повреждения и обратилась к нам. В результате длительных переговоров и переписки с организацией машина была покрашена полностью. Однако, если бы повреждения не были зафиксированы фотографией, доказать что­либо не удалось.
Еще одно направление работы отдела – контроль за деятельностью МУП «Торгсервис» и МУСП «Монумент».
МУП «Торгсервис» проводит большую работу по совершенствованию организации школьного питания в районе.
Разработано и принято положение о погребении и похоронном деле в Подольском муниципальном районе, которое регулирует деятельность МУСП «Монумент». На предприятии начата работа по электронной инвентаризации всех мест захоронения. Полностью проведена эта работа на кладбищах Щаповского поселения, ведётся инвентаризация по Лаговскому поселению. В Московской области аналогов такой работы пока нет.

Беседу вела Наталья КИРЕЕВА.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости