Рубрика  /  Новости Подольска и региона
Предложить новость
27 января 2010 12:131483обсудить новость

Тарифный беспредел


В столичном регионе опять — не то, чтобы социальный бунт, но некий «социальный переполох». Резко подорожали билеты на электрички. Пассажиры бьют тревогу, возмущаются и грозятся перестать платить за проезд и скупить на корню всех контролеров, благо это дешевле.

Насколько и для кого подорожали билеты, – вопрос, не только болезненный, но и сложный. Официально ничего страшного как бы не произошло: проезд на электричке по Москве подорожал на 4 рубля – с 22 до 26 рублей. Проезд по территории Подмосковья подорожал так: цена проезда одной зоны возросла на два с полтиной: с 14 рублей до 16 рублей 50 копеек. «Зона» – это в среднем 10 км, и в пределах «большой пригородной зоны» — то есть, максимальной дальности рейса электрички от Москвы – может насчитываться 20 и более «малых зон». Но, как бы там ни было, это – в общем-то, обычное ординарное подорожание, которое у нас случается ежегодно. Если не учитывать кое-каких мелочей.

«Ценовые простыни» на Савеловском вокзале извещают нас о следующем. Разовый билет в Долгопрудный стоит 42 рубля 50 копеек, льготный (например, студенческий) – 21 рубль 30 копеек, детский – 10 рублей 60 копеек. Столько же стоит билет в Барвиху или Одинцово – с Савеловского отправляется часть электричек и на Белорусское направление.

Билет в Лобню (или в Усово) стоит 59 рублей, льготный – 29 рублей 50 копеек, детский – 14 рублей 70 копеек. Далее, в целях экономии места, будем называть только цену взрослых билетов. Проехать до любимой туристами платформы Морозки стоит 92 рубля, а до старинного подмосковного города Дмитрова – 108 рублей 50 копеек. Поездка же в Дубну или Савелово обойдется в 224 рубля. Все это – разумеется, в один конец.

Месячная «сезонка» до Долгопрудного стоит нынче 1 тыс. 865 рублей, до Лобни – 1 тыс. 990, до Морозок – 3 тыс. 416 рублей, и до Дмитрова – 4 тыс. 406 рублей. И, если имеются такие герои, что ездят каждый день в Савелово, им это сомнительное удовольствие обойдется в 8 тыс. 696 рублей на человека в месяц.

Но даже тот, кто вообще на электричках не путешествует, может при наличии наблюдательности и карты сделать кой-какие выводы. Долгопрудный – это ближайший северный пригород Москвы, расстояние от которого до МКАД можно считать статистически незначимым. Лобня расположена на уровне Шереметьевских аэропортов. Дмитров еще недавно считался дальним Подмосковьем, теперь – пожалуй, среднее (про Савелово нечего говорить, это город Кимры Тверской области, докуда еще недавно электрички вообще не доходили). Но билет в Долгопрудный лишь немного отстает в цене от лобненского (особенно это касается «сезонки») и только чуть не дотягивает до половины дмитровского.

Еще «красноречивей» выглядит ситуация на тех направлениях, где ближайшая станция метро встречает гостей столицы вскоре за МКАД. Классический пример – Казанское направление и станция Выхино. Билет в ближайший город Люберцы – билетик на три остановки, который до Нового года стоил 14 рублей – сегодня тянет на 42.50. Троекратный рост!

Вот кто больше всего пострадал от повышения тарифов – жители ближайших «спутников» по периметру Москвы, как-то: Мытищи, Долгопрудный, Люберцы или нынешняя резиденция подмосковной администрации — Красногорск. Это огромный поток пассажиров – они-то и ездят больше всего каждый день в Москву, и связаны крепче всего с москвичами. Вот этих людей всех скопом взяли и обидели.

Почему? Ответы есть – одновременно простые и «сюрреалистические». Как разъяснили корреспонденту «Росбалта» в пресс-службе Московской железной дороги (в сухом виде это есть и на сайте МЖД), пригородные тарифы в наше время устанавливают не железнодорожники, а власти субъектов РФ. В данном случае, субъектов два – Москва и Московская область.

Вот они и установили. Проезд на электричке в черте города Москвы подорожал на свои 4 рубля. «Мы свою позицию обозначили еще до Нового года, — заметила корреспонденту «Росбалта» руководитель пресс-службы столичного Департамента транспорта и связи Елена Крылова. – В тяжелый период кризиса можно было и обойтись. Но нас не послушали». Подмосковное правительство повысило тарифы на два с полтиной за зону.

Но роковую роль сыграл один пункт в постановлении правительства Московской области от 18 декабря 2009 года №1120/54, звучащий так: «Стоимость проезда определяется: по маршрутам, проходящим по территориям двух или более городов, имеющих общую границу, — путем суммирования тарифов, установленных пунктом 1 настоящего Прейскуранта».

Вот этого «суммирования» до сих пор не было. Пассажир, который ехал из Люберец (если у него было дел на Казанском вокзале), привычно проскакивал свои три остановки: Ухтомская – Косино – Выхино – и начинал куда более утомительное путешествие в метро. О том, что его трехостановочный отрезок пересекает границу субъектов РФ, он нечасто и вспоминал: это была одна зона, и билет стоил 14 рублей. А теперь – извиняйте, милостивый государь – платите за проезд по Подмосковью 16.50 плюс по Москве – 26 рублей. Ну, как правило, такие пассажиры покупают «сезонку», но и сезонные билеты подорожали соответственно.

Представители подмосковной администрации уверяют: это не они такие жадные, а москвичи такие хитрые. «Это не по нашей инициативе, — заметил корреспонденту «Росбалта» пресс-секретарь министра транспорта Московской области Александр Гращенков. – Билеты продавались по зонам. Но москвичи нам сказали: «А что это вы по нашей территории устанавливаете тарифы?» Вот так и получилось. Но в нашем постановлении пункт о суммировании есть, а в соответствующем документе правительства Москвы – нет».

В общем, оказался бедный пассажир то ли между молотом и наковальней, то ли вообще между трех огней. Следует отметить, что подобные случаи в истории бывали. Например, печальной памяти Новочеркасские события 1962 года случились из-за того, что «наложились друг на друга» две тяготы (вынужденные или нет – сказать сложно): одновременно в стране повысили цены на продукты, а на Новочеркасском электровозостроительном заводе снизили расценки по сдельной оплате труда. Трагедии никто не хотел…

Есть и еще исторические примеры повышения тарифов. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». «Недолго послужила ты народу православному, чугунка бусурманская!

Была ты нам люба, как от Москвы до Питера возила за три рублика, А коли семь-то рубликов платить, так черт с тобой!» С трех до семи рублей была разом повышена плата за проезд от Москвы до северной столицы в вагоне 3-го класса где-то в 60-е годы XIX века. Почему – теперь узнать трудно. Но сказать: «Так черт с тобой!» можно лишь одним способом: пересесть с поезда на автотранспорт.

Кстати, у того же Савеловского вокзала привычно стоят штуки три междугородных автобуса, рейсы на Савелово (впрочем, вне железной дороги пишут «Кимры») и Дубну – билет всего-то 120 рублей, вместо 224 поездных. Но Кимры – это все же для «ограниченного контингента». А вот если весь огромный люберецкий пассажиропоток кинется на автобусы – не лопнут ли эти автобусы по всем швам, закупорив заодно намертво автодороги?

Пока этот вопрос задавать некому: представители всех трех администраций, столичной, подмосковной и железнодорожной, идут на контакт с крайней осторожностью. Есть надежда, что в эти дни в кабинетах идет некая «утряска» и «решение вопросов», и что это приведет к какому-то приемлемому решению. А то, пока – не по-людски получается.

Вон, из последних новостей – президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин посетовал, что до трети пригородных пассажиров едут «зайцем», и все хитроумные меры не помогают. А старший вице-президент Валентин Гапанович тем временем объявил о планах наладить на Торжокском вагоностроительном заводе производство двухэтажных электричек по франко-итальянской технологии. Двухэтажные вагоны – наверно, хорошо. Вот, «двухэтажные тарифы» — гораздо хуже.

Леонид Смирнов

Источник: Росбалт

«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ