2009 Ноябрь
11
08:19
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

“Нулевой” вариант недостижим, но к нему надо стремиться

11 Ноябрь 2009 08:19

 

Начальник Управления ГИБДД ГУВД по Московской области генерал-майор милиции Сергей Сергеев характеризует дорожную ситуацию на территории Московской области как “стабильно напряженную”. С начала текущего года на дорогах региона произошло 9092 дорожно-транспортных происшествия с пострадавшими, свыше 1,5 тысячи человек погибло, более 11,2 тысячи получили травмы различной степени тяжести. Но, как говорили еще в древности, все познается в сравнении; таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность ДТП сократилась почти на 12%, количество погибших в них людей — на 13%, раненых — на 11%. За каждой цифрой милицейской статистики — горе и боль конкретных людей, чья жизнь круто изменилась или даже оборвалась вслед за визгом тормозов и скрежетом разорванного металла. Сотрудники ГИБДД об этом не забывают.

— Если не ошибаюсь, уже седьмой год в Подмосковье идет снижение по всем основным показателям дорожной аварийности. В связи с чем закономерный вопрос: а каков, собственно, предел у этих показателей? — Идеальный вариант, это, конечно, “нулевой”, то есть такое положение, когда дорожное движение будет полностью безопасным для всех его участников. Но идеал на то и идеал, что недостижим в принципе, хотя стремиться к нему надо — только таким образом можно достигнуть максимальных результатов в работе.

Но здесь необходимо отметить следующее: оздоровлению обстановки на дорогах Московской области прежде всего способствовало ужесточение административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения и в первую очередь грубых, таких как управление автотранспортом в нетрезвом состоянии, выезд на полосу встречного движения, значительное превышение скоростного режима и ряд других. То есть чем строже ответственность за нарушения, тем выше дисциплинированность участников дорожного движения, прежде всего водителей. В обозримом будущем санкции по 12-й, “автомобильной”, статье Кодекса об административных правонарушениях РФ в сторону их ужесточения рассматриваться не будут, таким образом, можно говорить о том, что резервы “административного ресурса” в определенной степени себя исчерпали. Поэтому если в последние годы нам удавалось добиваться весьма серьезного снижения основных показателей дорожной аварийности — от 10 процентов и выше, то в следующие годы темпы снижения, по нашим прогнозам, будут составлять два-четыре процента. Это притом что на уровень дорожной аварийности все более заметное влияние будет оказывать ряд дополнительных факторов.

— Каких именно?

— Продолжающаяся активная автомобилизация нашего региона. Только за 9 месяцев текущего года автопарк Московской области увеличился еще на 5 процентов, и теперь на учете в наших подразделениях находится более 2,5 миллиона (!) транспортных средств. Но, говоря о количестве, не следует забывать о качестве автотранспорта. Если еще недавно он во многом увеличивался за счет новых автомобилей, в том числе и иномарок — не важно, собранных на территории России или за ее пределами, — оснащенных всеми системами безопасности, и по ряду районов такие автомобили составляли от 40 до 60% зарегистрированных транспортных средств, то теперь положение меняется. И не в лучшую сторону. Последние несколько месяцев на наш учет ставится все больше подержанных автомобилей — как иномарок, так и отечественного производства.Я, разумеется, целиком и полностью за развитие российского автопрома, но как профессионал не могу не отметить, что с точки зрения безопасности наши автомобили, скажем так, уступают импортным.

Одновременно с ростом автопарка увеличивается и количество молодых водителей — не по возрасту, понятно, молодых, а по стажу вождения. В 2008 году по отношению к 2007 году их количество увеличилось на 27 процентов и составило 150 тыс. человек. За 9 месяцев текущего года число таких водителей выросло еще на 100 тысяч. Между тем, согласно нашим подсчетам, каждое третье ДТП совершается водителями со стажем управления транспортными средствами до трех лет, из них треть — водителями на первом году после получения водительского удостоверения.

На состояние дорожной аварийности самое непосредственное влияние оказывает и состояние улично-дорожной сети. Что здесь сказать, когда известно, что пропускная способность многих основных наших магистралей себя уже исчерпала? Мы можем только констатировать, что более тысячи ДТП в этом году сопутствовало отсутствие или недостаточное освещение улиц и дорог. Для предотвращения несчастий с пешеходами на территории области требуется строительство не менее 100 переходов в разных уровнях, поэтапная установка более 180 км перильных ограждений в черте населенных пунктов, строительство более 500 км пешеходных дорожек, устройство еще 94 пешеходных светофорных объектов и т.д. Хотя со стороны губернатора, правительства Московской области и принимаются все возможные меры для решения обозначенных и других проблем, надо быть реалистами: здесь потребуется довольно длительное время, тем более по многим планам нанес удар экономический кризис.

Можно назвать еще ряд факторов, которые оказывают на состояние дорожной аварийности отнюдь не положительное влияние. — Таким образом, напрашивается вопрос: а за счет чего возглавляемая вами служба собирается и в дальнейшем снижать уровень дорожной аварийности, пусть и не такими “резкими” темпами?

— Если говорить обобщенно — за счет комплексного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения, совершенствования организации службы, контроля за всеми аспектами дорожного движения. Необходимо подчеркнуть, что во многом благодаря помощи и поддержке со стороны губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, правительства региона мы в общем-то одна из наиболее оснащенных в материально-техническом отношении служб госавтоинспекции среди субъектов Российской Федерации.

Одно из основных направлений нашей работы — пресечение наиболее грубых нарушений Правил дорожного движения. С начала этого года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года нашими сотрудниками на 4% больше пресечено фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения (20,8 тыс.), на 9,3% — нарушений водителями установленных скоростных режимов (840 тыс.), на 11,3% — нарушений ПДД пешеходами (198 тыс.), на 71,5% — нарушений водителями правил проезда пешеходных переходов (137 тыс.), на 38% — нарушений водителями правил перевозки пассажиров в автомобилях (78 тыс.).

Мы активно занимаемся ликвидацией так называемых очагов аварийности. По итогам этого года говорить еще рано, но за прошлый год мы ликвидировали более 230 таких “очагов”, в том числе почти 130 на федеральных трассах, тем самым предотвратив около тысячи дорожных происшествий.

— Как можно изменить подготовку новых водителей, вернее, сделать ее более качественной?

— Не секрет, что руководители многих автошкол проявляют только экономическую заинтересованность, мало заботясь о создании условий для качественной подготовки водителей. По сути, они даже не водителей как таковых готовят, а соискателей на получение водительского удостоверения. В результате сдает экзамены на получение права на управление транспортными средствами с первого раза в наших подразделениях лишь каждый пятый кандидат в водители.

В настоящее время Управлением ГИБДД систематически проводятся обследования учебно-материальной базы образовательных учреждений и организаций, занимающихся подготовкой водителей, к ним привлекаются и представители Министерства образования Московской области. По получении отрицательных заключений принимаются предусмотренные законодательством меры. В этом году мы, кстати, впервые составили рейтинг автошкол области, в котором учитывается все: и состояние материально-технической базы, и количество сдавших экзамены с первого раза, и число выпускников, ставших виновниками ДТП, и пр. С этим рейтингом можно познакомиться в наших подразделениях. Действующее законодательство, к сожалению, не всегда позволяет оперативно “повлиять” на автошколы, которые во главу угла всей своей деятельности поставили прибыль. Последняя, соответственно, теперь и пострадает, что заставит владельцев автошкол не только озабочиваться вопросами извлечения денег.

— Насколько успешно внедряется на территории Московской области система видеофиксации нарушений ПДД? Можно сказать, где стоят камеры, или это секрет?

— В настоящее время на дорогах региона установлено 16 стационарных комплексов видеофиксации нарушений ПДД. Подключены к созданному в нашей структуре центру видеофиксации и введены в эксплуатацию семь комплексов: Дмитровское и Щелковское шоссе — по одному, в Балашихе и Красногорске — по одному, в г. Железнодорожный — три. До конца текущего года планируется подключение к центру видеофиксации девяти комплексов, установленных за счет средств муниципальных образований: Химки — три, по одному в Ступине, Жуковском, Мытищах, Серпухове, Подольске и Красногорске, а также 35 стационарных комплексов видеофиксации на федеральных и областных дорогах области.

Одновременно ведутся работы по включению в автоматизированную систему видеофиксации правонарушений 27 передвижных комплексов “КРИС — П”. На текущее время отработан механизм и интегрированы в автоматизированную систему видеофиксации 8 таких комплексов. До конца года эта работа будет завершена.

Предвосхищая вопрос, сразу скажу об “экономических” результатах работы систем видеофиксации: за 9 месяцев 2009 года за нарушения ПДД, зафиксированные специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, вынесено более 71,5 тыс. постановлений и наложено штрафов на сумму более 30 млн. рублей.

Но самое, пожалуй, важное заключается в той роли, которую система видеофиксации играет в усилении принципа неотвратимости наказания.

— Ну да, от этой системы не откупишься. Это к тому, что про сотрудников ГИБДД ходит много анекдотов, их в чем только не обвиняют…

— Анекдоты — это ладно. Это своего рода показатель, что о нас все знают. Кстати, на мой взгляд, лучший способ проверки необходимости любой структуры заключается в том, чтобы представить — что будет, если ее в одночасье вдруг не станет. Представили… ну, тут уже не до смеха.

А если совсем серьезно, то мы принимаем все меры к тому, чтобы избавляться от недобросовестных и нечистых на руку сотрудников. Чтобы не было злоупотреблений, на пунктах проведения ГТО, регистрации транспортных средств установлены системы видеонаблюдения, в настоящее время приступили к оснащению такими системами и экзаменационных отделений. Максимально ужесточен контроль за несением службы, да и сам допуск к ней осуществляется через специальное тестирование.

По результатам проведенных проверок КПО (по сути служба внутренней безопасности. — Ред.) к дисциплинарной ответственности только в этом году привлечено более 270 наших сотрудников, свыше 40 человек было уволено.

В общем, боремся мы за чистоту своих рядов. Только просил бы учесть, что в эти-то ряды мы набираем не марсиан каких-то, а членов нашего же общества, которым в той или иной мере присущи все достоинства и недостатки обычного россиянина.

— Вы всегда были человеком, весьма жестко относящимся к нарушителям ПДД, за что вас неоднократно критиковали всякого рода “защитники автомобилистов”. Не стали более “демократичным”?

— Нет. Моя позиция однозначна: тех, кто совершает грубые нарушения ПДД, надо убирать с дороги. Они опасны и для себя, и для окружающих. Ну а тем, кто стенает по поводу “ущемления” прав таких водителей, надо бы хоть раз побывать на месте ДТП. Например, в Раменском районе, где нетрезвый водитель насмерть сбил мать с дочерью-первоклассницей, которые шли по обочине. Пусть такой “защитник” посмотрит на искалеченные тела, потом поговорит с родственниками погибших…

Я уже говорил, что наша улично-дорожная сеть далека от совершенства, но это — “сопутствующий фактор” ДТП, а 85% из них совершается по вине именно водителей. Это статистика, это железный аргумент.

— К вам обращались стритрейсеры и прочие гонщики, но, насколько известно, вы отказались пойти им навстречу и выделить участок дороги для проведения гонок. Почему?

— Потому что категорический противник проведения гонок на дорогах общего пользования. Почему от группы людей, которые озабочены приливом адреналина в кровь, должны страдать другие участники дорожного движения?

Для проведения этих гонок необходимы специальные площадки, оборудованные таким образом, чтобы обеспечить безопасность участников и зрителей. В ином случае они смертельно опасны. Поэтому говорю коротко и однозначно: все попытки устроительства гонок на дорогах области пресекались и будут пресекаться!

— Будут ли какие-то особенности в контроле за безопасностью дорожного движения этой зимой? Ведь службу сотрудники ДПС теперь несут по новому регламенту, который обязывает их помогать водителям…

— Да, с 1 сентября этого года в действие вступил Административный регламент МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. В числе прочего он предписывает инспекторам помогать участникам дорожного движения.

По сути, в этом-то пункте он только закрепил то, что было. Я не идеализирую сотрудников Госавтоинспекции — об этом мы уже говорили, но не было еще случая, чтобы они бросали человека в беде.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости