2009 Август
06
10:09
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Уникальную коллекцию водолазного снаряжения собрал житель Подольска

06 Август 2009 10:09

В Культурном центре Вооружённых сил РФ ко Дню Военно-морского флота России открылась выставка «Золотой век акванавтики», где представлено водолазное снаряжение начиная с середины XIX века и до наших дней. Владелец этих удивительных экспонатов – технический директор ЗАО «Научно-производственный центр морских технологий «Техномор» Андрей Бакуров.

Впервые уникальную коллекцию водолазного снаряжения мне довелось увидеть в музее профессионального образования в Подольске, где она некоторое время экспонировалась. Выставка привлекала внимание посетителей всех возрастов. Причём, если взрослые с любопытством разглядывали коллекцию, то представители юного поколения пытались потрогать все экспонаты, проверить их в действии. Особой популярностью пользовались манекены, представляющие водолазов, полностью готовых к по­гружению в морские глубины.

Возможность пообщаться с владельцем коллекции представилась в конце июля на открытии выставки в Культурном центре Вооружённых сил РФ. Как выяснилось, жизнь Андрея Бакурова давно связана с морской стихией. Девять лет он служил на Северном флоте на одной из самых больших подводных лодок класса «Акула». Уволился в звании капитана 3-го ранга, вернулся домой, стал работать на предприятии «Научно-производственный центр морских технологий «Техномор».

Андрей вспоминает, что увлечение коллекционированием начиналось со сбора ножей, фонарей и прочих небольших предметов, которые использовали в своём арсенале водолазы. Затем коллекция стала пополняться водолазными шлемами, костюмами, различным подводным оборудованием. Постепенно количество экспонатов росло, они перестали помещаться в доме, и пришлось переместить их на работу. Наконец, дело дошло до создания манекенов. Оказалось, что это очень непростое занятие.

Нужно было добиться не только того, чтобы манекены полностью соответствовали образу водолаза, готового к погружению, но и были устойчивы, несмотря на вес снаряжения в 90 и более килограммов. Как рассказывает Юрий Малыхин, с которым Андрей Бакуров работает над созданием манекенов, самое неудобное – это набивать водолазные костюмы ватой, которая постоянно разлетается. Зато, когда готовые манекены стоят на выставке, они притягивают взгляды всех посетителей без исключения. Юрий вспоминает, как в «Крокус Экспо» на выставке «Катера и яхты», где демонстрировалась коллекция, люди больше интересовались водолазным снаряжением, чем стоящей рядом английской дорогой яхтой.

У публики среди манекенов есть даже свои любимцы. Юрий Малыхин показывает мне на один из них:

- Это Федя. С ним очень любят фотографироваться на выставках девушки, – поясняет он.

Юрий и Андрей служили на одной подводной лодке, сейчас работают на одном предприятии (Юрий – радиомонтажник), а теперь ещё и вместе занимаются коллекцией. Практически к каждой очередной выставке, а в Культурном центре Вооружённых сил РФ это пятая по счёту, они успевают сделать новый манекен.

В коллекции Андрея Бакурова нет ни одного муляжа. Все экспонаты – подлинники, причём в рабочем состоянии.

- Цель – собрать в одном месте и именно в натуральных материалах отечественное или иностранное водолазное снаряжение (но только то, которое эксплуатировалось у нас) и показать, как проходила эволюция развития каждого вида отдельно. Например, обуви, освещения, дыхательных аппаратов и др., - говорит Андрей.

Один из самых ценных экспонатов - водолазный шлем весом в 25 кг конца 90-х годов XIX столетия, изготовленный в Германии. В коллекцию он попал случайно. Андрей увидел шлем у одного знакомого и предложил поменять его на два более современных шлема. Так эта ценная находка оказалась среди других экспонатов. Но на этом коллекционер не остановился. Он придерживается правила: знать историю каждого предмета в своей коллекции. Поэтому направил фотографию шлема в Голландию известному эксперту Дэвиду Беккеру, который подробно описал историю этой серии шлемов.

Выяснилось, что таких шлемов в мире осталось всего четыре. Один - в запасниках Центрального военно-морского музея, два других – в Австралии и Англии. Шлем, вероятно, закупили в Германии и активно эксплуатировали в России. Надо сказать, что Андрей Бакуров собирает в свою коллекцию предметы только отечественного производства, либо иностранного, но используемого на службе в России. Он душой болеет за историю российского водолазного дела. С сожалением говорит о том, что за рубежом давно есть музеи, посвящённые не только собственной истории водолазания, но и немало экспонатов – из России, а у нас – многое потеряно, продано за рубеж, и теперь надо по крупицам собирать утраченное.

Западные знатоки водолазного дела проявляют немалый интерес к коллекции Андрея. Тот же эксперт из Голландии предлагал за шлем 22 тысячи евро, но подольский коллекционер твёрдо заявил: «Это не объект торговли». Многим экспонатам, собранным Андреем Бакуровым, нет аналогов ни у нас в стране, ни за рубежом. По целому ряду предметов из коллекции можно проследить эволюцию развития того или иного водолазного снаряжения. Взять те же шлемы: в 30-е годы прошлого века шлем крепился двенадцатью болтами, а в 70-е годы - уже тремя болтами.

В коллекции есть снаряжение для выхода из затонувшей подлодки и, как ни удивительно, для выхода из затонувшего танка (специальный безразмерный костюм, чтобы его можно было надевать на ватник). Среди экспонатов представлено и гражданское, и военное оборудование. Здесь можно увидеть профессиональные и любительские кино- и фотобоксы, большинство из которых использовалось и применялось кинематографическим отделением подводных съёмок.

Одним из таких боксов снимались подводные кадры в фильме «Человек-амфибия». Он был передан Андрею Бакурову родителями Леонида Максименко, который этот бокс изготовил. Ещё один из боксов применялся учёными для исследования движения тела дельфина в воде, чтобы выяснить, как обшивать резиной подводную лодку. Есть уникальный бокс знаменитого учёного-подводника Жака Кусто. Наряду с профессиональными боксами игрушечно смотрятся любительские, например, для фотоаппарата «Ломо» (кстати, внутри бокса находится вполне исправный целый фотоаппарат, пользовавшийся популярностью в советское время).

С подводной тематикой связано не только хобби Андрея Бакурова, но и его работа. ЗАО «Научно-производственный центр морских технологий «Техномор», где он трудится техническим директором, изготавливало светильники для работы на глубинах до 200 метров, которые сегодня успешно эксплуатируются. Предприятие планирует и дальше внедрять разработки в данном направлении. Увлечение Андрея Бакурова помогает ему и в работе: любой экспонат может натолкнуть на новые идеи, оригинальные мысли. Недаром говорят: всё новое – хорошо забытое старое.

За восемь лет подольский коллекционер собрал более 550 экспонатов, и ещё есть к чему стремиться. А для пополнения коллекции существует специальный обменный фонд: ведь в среде коллекционеров чаще принято обмениваться коллекционными предметами, чем покупать-продавать их. Никаких доходов хобби Андрею Бакурову не приносит, только даёт душевное удовлетворение.

Самая большая проблема для коллекционера на сегодняшний день - отсутствие помещения, где можно было бы разместить на постоянной основе собранные экспонаты. Поэтому приходится устраивать временные передвижные выставки. Вот и сейчас в Культурном центре Вооружённых сил РФ Андрей Бакуров смог представить только две трети коллекции. Для мелких предметов необходимы специальные витрины, для крупных, таких как водолазный колокол, барокамера, - нет места. Несколько раз он обращался в различные инстанции с просьбой помочь в решении этого вопроса. Например, в Подольске рядом с музеем профессионального образования есть полуразрушенное здание «Померанцевая оранжерея». Коллекционер и его помощники готовы отреставрировать это здание и сделать там свой музей. Но, увы, положительного решения пока нет.

Нынешнюю экспозицию достойно украсили работы художников-маринистов Москвы и Подмосковья. Капитан 1-го ранга, заслуженный деятель искусств, член Союза художников РФ, возглавляющий секцию художников-маринистов при Культурном центре Вооружённых сил РФ Павел Бойко отметил, что работы художников и предметы глубоководного снаряжения очень органично соседствуют и дополняют друг друга.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости