2017 Август
23
13:07
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Семейное образование (домашнее обучение) в Подольске: опыт наших людей

23 Август 2017 13:07

Совсем скоро в школах пройдут торжественные линейки, и тысячи детей сядут за парты: начнется новый учебный год.

В последнее время в Подольске, как и в других регионах страны, становится все больше людей, для которых школа перестает ассоциироваться со звонками на уроки и перемены. Причина этого – всплеск интереса к семейному образованию. Предпочтение ему отдают родители по разным поводам, чаще из желания поддержать гармоничное развитие своего ребенка.

 
Школьники


Как рассказали нашему изданию в комитете по образованию администрации Подольска, количество детей, получающих образование в семейной форме и форме самообразования, из года в год увеличивается. Так, в 2016-2017 учебном году таким образом учились более ста человек.

Портал «Подольск.ру» решил пообщаться с теми, кто выбрал для своего ребенка семейную форму обучения.

 

Закон "Об образовании в Российской Федерации" предлагает следующие формы получения образования:


- очное – обычная школа;
- очно-заочное – часть предметов ребенок может изучать в школе, а часть – сдавать экзамены;
- заочное (в том числе дистанционное);
- семейное образование и самообразование – обучение не по программе школы, а как захочется родителям. С обязательством проходить промежуточную и итоговую аттестацию в школе.

Отличие заочной формы обучения и семейной в том, что в первом случае ребенок четко придерживается школьной программы, при семейном же образовании он учится тому, что его родители считают более нужным.
 


Почему родители хотят перевести своего ребенка на семейное обучение

 

Ольга Есина. Учит дочку на дому с третьего класса, сейчас ребенку 12 лет.

- Мы переехали в Подольск с Алтая, когда дочери нужно было переходить во второй класс. Школы в Кузнечиках были переполненными. Я стала искать варианты в других районах, нашла школу-сад № 54.

 

Ольга Есина с дочкой

 


Но преподаватели нас не очень полюбили, возник конфликт. В частности, на ребенка оказывалось очень сильное давление с требованием бросить художественную гимнастику, которой дочь серьезно занималась с трех лет. Кончилось тем, что у дочки начались нервные тики, и в третьем классе мы ушли на домашнее обучение.


Анастасия. У подольчанки четыре ребенка. Каждый учится вне школы: на семейное форме, экстерном, очно-заочно. Впервые к альтернативному формату она обратилась десять лет назад.

- С первым ребенком очень много времени и сил уходило на объяснение дома школьного материала, плохо усвоенного на уроке. О внешкольных занятиях не могло идти и речи. Решили, что эффективнее будет объяснять сразу дома, утром на свежую голову. Итог: ребенок выбился из категории отстающих учеников на довольно хороший уровень.

Я долго решалась перевести ребенка на дом. Год читала про опыт семей, собирала знания по крупицам. Это сейчас нас очень много: встречи, конференции… А тогда я вообще не могла найти никого из москвичей, только израильское сообщество в «Живом Журнале». Страшно быть первопроходцем. До сих пор и тревога, и сомнения, и поиск оптимальных решений - все присутствует.

Екатерина Киселёва. Дома учится ее дочь, сейчас девочке 13 лет.

- На семейную форму мы решились потому, что школа провоцировала в дочери самые негативные проявления, развивая их. Решалась долго, целый год. Зато теперь я не вижу никаких минусов в процессе обучения.

 

Как проходит учебный процесс

 

Кадр из м/ф

 


Ольга Есина. Все предметы у дочки веду я. В основном ориентируюсь на учебники по школьной программе. Каждый день мы проходим только русский, математику, английский, остальные предметы осваиваем блоками.

Индивидуальная программа позволяет идти в своем ритме, так гуманитарные предметы - окружающий мир, ИЗО, труд и физкультура – мы по программе опережаем примерно на один год, остальные следуем в соответствии со своим возрастом.

 

Дочь О. Есиной

 



Анастасия. Я не веду уроки. Это очень важно. Семейное образование - это не школа дома. В начальной школе, конечно, много приходится объяснять. Но это больше похоже на ту же помощь ребенку с домашним заданием, с которой сталкиваются практически все родители. Чем ребенок старше, тем меньше помощи от меня требуется.

Сейчас много ресурсов, откуда можно черпать информацию: видеоуроки, фильмы, тренажеры. Иногда привлекаем педагога, например, репетитора иностранного языка.

Однако мы не имеем финансовой возможности нанимать учителей. В основном дети учатся самостоятельно. И я считаю это очень ценным навыком: сегодня уметь работать с информацией зачастую важнее, чем просто выучить что-то.

Выбирая подход к учебной программе, мы отталкиваемся от того, что пригодится нам к аттестации. Она проходит раз в год: сдаем сразу годовой объем, его и готовим. В начальной школе делаем упор на математику, русский и английский языки, стараемся взять по максимуму, насколько позволяют способности. В средней и старшей школе основные предметы те же, а остальные - выполняй обязательный минимум и углубляйся, если тебе интересно.


Екатерина Киселева. Я веду все предметы, но планирую уже некоторые проходить с преподавателями, которые любят свой предмет и могут ребенка им увлечь.

Как я строю программу, это вопрос тяжелый в объяснении... Я больше смотрю на ребенка. как у него получается: там где тяжело, там и делаем упор. Например, в день в шестом классе у нас уходило максимум 4 часа на обучение.


А как же социализация?

 

Школьники

 



Ольга Есина. С другими детьми дочка общается в рамках своих множественных дополнительных занятий: она посещает музыкальную школу по классу скрипки, спортивную секцию, цирковую студию, уроки народного вокала, театральную студию.

Анастасия. Много внимания мы уделяем внешкольным занятиям по интересам детей: обязательно спорт и прогулки. Мои дети занимаются в кружках и секциях – спортивных, музыкальных, танцевальных, ездят в лагеря, у них есть друзья, этого вполне достаточно для социализации.

Екатерина Киселева. Дополнительно дочь занимается акробатикой, рисованием, лепкой, всем, что ей интересно, там и общается с другими детьми.

 

 

Как проходит аттестация

 

М/ф

 


 

По закону дети, получающие образование в форме семейного образования или самообразования, зачисляются в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в качестве экстерна.

«Прохождение аттестации экстерном производится на основании имеющейся образовательной программы (со всеми вытекающими последствиями в отношении структуры и объема обучения). Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся (в том числе экстернов), его формы и периодичность устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации (статьи 28, 30 Федерального закона), ознакомиться с ним можно в интернете», уточнили в нашем комитете по образованию.

Ольга Есина. Аттестацию ребенок проходит в обычной школе и диплом у нее будет обычный, как у всех. Там даже не будет указано, что она обучалась в другом формате. Закон допускает семейную форму обучения в любом классе. И с любого позволяет вернуться в школу на «очку». Главное – сдавать экзамены.

 

 


 

Анастасия. Ребенок приходит в назначенное время и либо пишет контрольную (часто с соответствующим школьным классом), либо (реже) беседует с преподавателем по вопросам билета или теста. Аттестацию мы сдаем ежегодно, по всем предметам. Для получения аттестата обязательно по закону сдать два обязательных предмета по ОГЭ и ЕГЭ.

Школы, где мы аттестуемся, всегда максимально лояльны, и мы это очень ценим. Изначально мы в поиске принимающей школы отправились в Москву, а после изменения Закона об образовании вернулись в Подольск, в 7-ю гимназию, где и администрация, и учителя всегда относились к нам с пониманием и поддержкой.

Екатерина Киселева. Мы прикреплены к 18-й школе. Проходим аттестацию один раз в год по каждому предмету, то есть, если за год надо сдать 11 предметов, значит, мы будем в школе сдавать 11 аттестаций за год.


Плюсы и минусы такого обучения

 

 

 



Ольга Есина. Основной плюс: можно изменять программу некоторых предметов и убирать то, что не соответствует твоим убеждениям. Вообще, мы давно думали о возможности семейного обучения. В первом классе дочка много пропустила из-за спорта и возникшей травмы. Она училась, обгоняя программу. По сути, мы ушли, чтобы защитить ребенка от психологического насилия.

Анастасия. Тут у всех очень разные исходные данные. Можно считать минусом, что дети не выигрывают всероссийскую олимпиаду, помогающую поступить на бюджет в лучшие вузы. Но не факт, что у них был бы такой результат, если бы они посещали доступные нам школы.

Так что, я вижу только плюсы. Дети высыпаются, имеют возможность заниматься в секциях, мы планируем поездки и выходные, и на утро будних дней, когда в любых интересных местах меньше людей. Дети умеют планировать время и заниматься самостоятельно, и на довольно приличном уровне: ведь для того, чтобы сдать годовой объем материала, его нужно так или иначе удерживать в голове, тут не получится пропустить по болезни или списать.

Екатерина Киселева. Плюсы семейного обучения для меня - это спокойствие ребенка, это индивидуальная программа обучения, это планирование, отсутствие общества, в котором не хочется быть ребенку, возможность занятий для души и в радость и так далее. Отрицательных сторон я не вижу.

Как оформить перевод ребенка на СО?

По нынешнему законодательству выбор формы обучения для ребенка - дело родителей, потому и оформить это вопрос несложно - достаточно уведомить о своем желании отдел образования. В частности, если в настоящий момент ребенок посещает школу, родители должны написать заявление на имя директора о переходе на семейную форму образования и забирать личное дело.

 

М/ф

 

 


Родители объединяются и создают свои школы

 
Всплеск интереса к семейному образованию побуждает родителей объединяться в семейные школы. Как минимум, две таких школы начнут работать в Подольске с нового учебного года. Вместе решать вопросы учебного процесса проще, к тому же появляется возможность вскладчину оплачивать труд выбранного педагога. 
 

Александр Константинович. Наша школа - семейная, поэтому, конечно, это проект группы родителей. Мы делаем школу для наших детей. Такую, какой ее видим мы сами, опираясь на свой жизненный опыт, изучая современные тенденции и инструменты в образовании, прогнозируя необходимость обладания человеком определенными навыками в будущем.

Мы, как уже и многие родители в других городах, кто осознанно подходит к образованию своих детей, решили создать свою школу, вернее иное образовательное пространство, во многом отличное от школы в принципе.

В нашем семейном классе 10 детей, что позволяет уделить внимание каждому ребёнку. Кроме основных предметов, есть риторика, каллиграфия, ТРИЗ, шахматы и другие. Раз в две недели планируется экскурсия по одной из проходимых тем.

Дети участвуют в образовательном процессе. Придумывают правила, выбирают дополнительные предметы, решают на какую экскурсию поехать... Мы слушаем детей и помогаем им двигаться в своих индивидуальных направлениях.

 

Слово родителям

Анастасия:

- Большинство родителей, с которыми мы обсуждаем учебу детей дома, отмечают, что в некотором смысле стало проще. Сегодня школа выполняет по преимуществу контролирующие функции, и если ребенок не справляется - это проблема родителей.

Заниматься самим, нанимать репетиторов, так или иначе решать вопрос. Среди "семейников" ходит шутка: "Сейчас все дети на семейном обучении, только у некоторых ежедневная аттестация". Так что в плане включенности в учебу родители школьников очень часто включены по полной, и избавление от необходимости делать ежедневно кучу никому не нужных поделок, проектов и тому подного сильно облегчает жизнь.

Но одновременно можно обнаружить огромные пробелы по тем предметам, где у ребенка пятерки, и быть готовым восстанавливать знания с нуля.

Нужно почитать про "расшколивание", когда освободившийся от школы ребенок какое-то время не хочет ничегошеньки. Это не навсегда! Но тем дольше, чем больше школы он хлебнул, и это нужно пережить. И конечно же, ни в коем случае не пускайте школу в дом, тут ей не место. А для этого ее приходится выгонять из себя, и это непростой процесс.

Источник: Podolsk.ru
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости