2012 Октябрь
15
17:11
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Леди в погонах

15 Октябрь 2012 17:11
Я совершенно уверена, что в день кадрового работника будет многократно растиражирована набившая оскомину фраза Иосифа Сталина: «Кадры решают всё». Если абстрагироваться от того, кто её произнёс, то это вполне невинная азбучная истина, которую вообще можно было не произносить. Потому что она равна бесконечному множеству истин, которые глупо озвучивать. Например: «Без воздуха человеку было бы невозможно дышать». Безусловно, крылатая фраза про кадры была рождена в контексте совершенно определённых задач той эпохи. И кадры подразумевались вполне определённого ментального и идеологического свойства. Сейчас, вроде как, люди нужны более разнообразные (в перечисленных смыслах), и задачи несколько иные. А по-прежнему кадры решают всё. Раньше я вообще не понимала – зачем нужна эта фраза, если её функциональность равна нулю? Теперь я знаю, что смысл её в том, что всё решают критерии, по которым ведётся отбор этих самых кадров. На тот момент они были абсолютно понятны. А есть ли такие критерии сейчас? Безусловно, есть. Да, они не всегда сформулированы, по большей части корпоративны, иногда личностны, но есть. На процесс подбора кадров всегда влияли многие вещи – и политическая ситуация, и экономическая. Но всегда личность человека, который принимает решение о том – подходит данный соискатель на ту или иную должность, играет роль почти мессианскую. Понимаю, что подобное определение может вызвать иронию, но если согласиться с тем, что «кадры решают всё», то человек, который формирует эти кадры, по определению, решает больше, чем всё. Этакий творец кадровых миров – не последняя, надо сказать, функция на нашей грешной земле.

Мне хотелось бы рассказать об одном таком творце. Кукушкина Елена Васильевна - начальник отдела по работе с личным составом  Межмуниципального управления МВД России «Подольское». Кстати, её внешность действительно отражает очень высокое творческое начало. Почти как на полотнах флорентийского художника Сандро Боттичелли. Собственно, это первое, что пришло мне в голову, когда я увидела этого человека. И принадлежал светловолосый образ, походивший на персонаж итальянского мастера эпохи ренессанса, подполковнику внутренней службы. Эти два факта сложно уживались в моей голове, оставаясь, тем не менее, фактами. И ведь, в своё время, кто-то брал на работу этого человека.
 
 
 
 
Что он заметил, как разглядел будущего руководителя, степень ответственности которого не каждому мужчине по плечу? На этот вопрос Елена Васильевна мило улыбается:

- Тогда во мне вряд ли можно было что-то разглядеть. И не думаю, что кто-то сильно присматривался к семнадцатилетней девушке. На тот момент мои функции в милиции не были столь значимыми, чтобы пристально вглядываться в меня. Я ведь пришла сюда сразу после школы. И, кстати, совсем не собиралась здесь долго задерживаться. Просто училась в институте на вечернем, и обязательно нужно было ещё работать. Жизнь ведь была несколько иной. И училась я, кстати, на экономиста, это моё первое высшее образование. Я была обычной девчонкой, со своими мечтами и фантазиями, которые свойственны, наверное, всем девчонкам в этом возрасте.
 
 
 
 
 
-И что же произошло потом? Каким образом судьба определила столь резкий разворот в карьере?

- Не было резких разворотов. Движение на этой карьерной трассе, если следовать вашему образу, было не очень экстремальным. Я узнавала людей, которые меня здесь окружали, видела важное и достойное дело, которым они занимались. И всегда понимала, что в каких-то вопросах я могла бы быть полезной. То есть, экономистом я ещё не стала, но уже начала входить в другую профессиональную жизнь, которая, со временем, становилась всё более интересной. И главное, я отдавала себе отчёт в том, что смогу в этой жизни что-то сделать и получить явную эмоциональную отдачу. Со временем осознала, что нужно учиться снова. Но уже на юридическом.

Тёплым, осенним днём мы неспешно ходили по парку. Шорох листьев  наполнял наш разговор спокойствием и провоцировал на философские рассуждения. Вообще, я привыкла встречаться с собеседником, о котором пишу, в кафе. Но Елена Васильевна сразу предложила: «Давайте просто погуляем, ведь так редко выдаётся такая возможность». И в данном случае, это был самый удачный формат беседы. За час до нашей встречи с Еленой, другой собеседник излагал мне свою, довольно сомнительную идею. Он хотел написать книгу под названием «Виды людей». Хорошо, что передумал. А передумал потому, что понял - каждый человек это отдельный вид, с уникальным набором только ему присущих качеств. И вот, беседуя с Еленой Васильевной, я понимала эту истину вполне отчётливо.

Если воспринимать человека штампами, то они противоречили друг другу в образе Елены Васильевны. Яркая блондинка, на которую редкий мужчина не обернулся, за нашу недолгую прогулку. Красивая не меркнущая женщина - мать двоих детей. Подполковник внутренней службы, на плечах которой, кажется, непосильный груз ответственности. Как вам такие личностные ингредиенты? Мне тоже вначале все это казалось вполне фантастичным. Но позже, в процессе общения, я заглянула чуть дальше фасада, где все эти качества гармонично сошлись в единое целое.

-Как вы относитесь к соискателям той или иной должности, тем, кто приходит к вам на своеобразный экзамен?

-Прежде всего, я стараюсь быть объективной. Мои личные симпатии или антипатии должны заткнуться. Потому что цена вопроса крайне велика. Я не провидица, но мне приходится говорить свои «да» и «нет». И всякий раз чей-то экзамен – это, прежде всего, экзамен для меня. Мой вердикт касается не только человека, но и всей организации, где придётся ему работать. Психологическая нагрузка есть, безусловно. Причём такого рода экзамен происходит не только вначале трудового пути, а постоянно.

-Как снимаете такое напряжение?

- Люблю находиться в семье, готовить, посещать театры. Путешествовать, в основном –  это горные лыжи. Для меня это такой, здоровый стресс с ветерком. Когда несёшься вниз – голова освобождается от всего, кроме полёта, который приходится и контролировать, и одновременно наслаждаться им.

-Как вы считаете, человек на вашей должности – это сумма каких-то личных, врождённых качеств, или всё-таки приобретённые навыки?

-И то, и другое. Но больше, конечно – опыт и желание его приобрести. Человек ведь впитывает в себя знания и навыки других людей. Причём это процесс постоянный. И я ничего бы не стоила, если бы окружающие меня люди, в своё время, не отдавали бы мне с желанием то, что было у них и не было у меня. Это закономерный обмен знаниями, ценностями. Если в этом смысле писать портрет человека, то его будут окружать сотни других людей на этом полотне.

-Кто будет стоить рядом с вами на вашем портрете?

-Не хочу, чтобы ваш материал был похож на программу «Поле чудес», где участники передают бесконечные приветы, но есть люди, которые как лейтмотив звучат в твоей судьбе. Рядом со мной было бы много людей. Мне труднее сказать – кого бы не было. Безусловно, совсем рядом расположился бы Веретельников Сергей Иванович, начальник нашего Управления. Это вдумчивый наставник, каких сейчас очень мало. Сухоставец Владимир Иванович, Ярощук Владимир Владимирович – заместители начальника, Лунькова Любовь Павловна, Коваленко Анна Вадимовна. Наверное, зря я начала перечислять имена, потому что всех, конечно, не назову – это займёт целую полосу в газете. Но не могу не сказать ещё о своих замах: Найдина Нина Евгеньевна, Петина Наталья Васильевна,  Ширинский Арсений Анатольевич. Я ведь пришла в кадры, когда все эти люди давно работали. И фактор нового начальника, он всегда стрессовый для коллектива. Даже в хорошем смысле, новый человек, тем более руководитель - это определённая психологическая нагрузка для подчинённых. Но у нас получилась очень хорошая команда, которую мы сделали вместе. Мне очень повезло с коллективом. Безусловно, с каждым человеком не просто, особенно если это профессионалы, знающие своё дело. Но именно в такой здоровой атмосфере рождается продуктивная работа.

Общаясь с Еленой Васильевной, я часто теряла нить нашего разговора, потому что её телефон звонил, казалось, непрерывно. Мне вспомнилось другое крылатое выражение: «Незаменимых людей нет». Эта фраза тоже, что называется, в тему, потому речь опять же идёт о кадрах.

-Есть ли в вашем коллективе «незаменимые» люди? Этот вопрос касается и ваших коллег и вас.

-У этой фразы, которую кто только не произносил, есть не менее популярное продолжение. Незаменимых людей нет, но есть те, которых лучше не заменять. Ведь вся жизнь человека, что называется, «затачивается» под профессию. И, допустим, в деловых кругах Японии есть тоже замечательная фраза: «Нельзя ошибаться в людях». И если человек на своём месте – зачем его менять? Да, кадровая ротация неизбежна и она нужна. Но такая ротация должна отражать естественный процесс роста, не иначе.

-Я задала этот вопрос потому, что вы находитесь в постоянном процессе и воспринимаетесь как определяющее и совершенно незаменимое звено в цепи. Есть ли у вас какое-то личное временное пространство?

-Время, конечно, предельно спрессовано у меня. Но, как я уже сказала, человек формируется вместе с профессией. Я нахожу маленькие лазейки во времени, чтобы сделать целую массу дел. В обеденный перерыв, к примеру, можно не только поесть, но и сходить в салон красоты, что-то купить, пообщаться с детьми. То есть, безусловно, временем приходится дорожить и оно, как правило, начинает дорожить тобой.

-Вы заговорили о детях. Расскажите немного о той сфере, которая зовётся личной жизнью.

-Здесь я только закреплю свою мысль о приоритете профессии над многими жизненными, в том числе и личными, факторами. Мой муж работает начальником Линейного отдела в аэропорту Внуково. Полковник полиции. То есть – коллега. Сын Павел, как яблоко, которое не смогло далеко откатиться от яблони – тоже курсант Московского университета МВД России. Хотя, никакой профориентации в формировании такого рода династии не было, это его выбор. Ну, а дочь- Полина, пока занимается тем, чем и должна, наверное, заниматься девочка двенадцати лет – танцами. А что будет дальше – пока рано говорить. Выбор должен быть осознанным, я думаю, это дело будущего.

Мы ещё некоторое время бродили по парку. Солнце игриво превращало листву в ярко-жёлтый витраж. «Правда, красиво?» - спросила я Елену Васильевну. Слегка щурясь на осеннем солнце, моя собеседница произнесла фразу, которая раскрывала её непрерывный жизненный ритм. В этом ритме находилось место всему. В нём органично сливались и работа, и семья, и простые женские радости, и обычные повседневные вещи, без которых не обходится ни один человек. Всё это жило и работало как отлаженный механизм. Может этим всем и определяется пресловутая женская мудрость?  Опять звонил телефон. И на мой вопрос о красоте окружающего пейзажа Елена Васильевна ответила просто и иронично: «Да, конечно, красиво! Только я должна воспринимать эту красоту без отрыва от службы». После этих слов она сняла трубку, и жизнь закрутилась в том самом привычном для моей собеседницы ритме.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости