Рубрика  /  Актуальные статьи Подольска
Предложить новость
27 мая 2013 11:07774обсудить новость

Надолго ли затормозили цены на топливо?


Майская жара в Москве и европейской части страны раньше срока открыла дачный автомобильный сезон. Спрос на топливо вырос, но цены на заправках особо не меняются. Причиной тому окрик Владимира Путина после прямой линии 25 апреля и жесткие меры Минэнерго — вплоть до тюрьмы руководителям нефтяных компаний за ценовой сговор. Увы, все эти меры не рыночные, а административные. Поэтому весьма вероятно, что осенью очередная волна подорожания все же состоится. Но она будет не совсем обычна: правительство хочет, чтобы автолюбители заправлялись Аи-95, и будет повышать акциз на него меньше, чем на другие марки топлива.
 
 
 
 
 
 
«Потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России с 17 по 24 мая по сравнению с предыдущей неделей практически не изменились и на 24 мая составляли 29,30 руб./л», — сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).


При этом остались без изменений цены на все марки бензина. Цены на бензин Аи-76 составили 26,88 руб./л, наиболее популярной массовой марки Аи-92 — 28,39 руб./л, на Аи-95 — 31,08 руб./л. Дизельное топливо подешевело на 0,1 % — до 31,03 руб./л.


Данные Росстата подтверждаются и независимыми источниками. Так, индекс розничных цен на топливо «Петрол Плюс» (данные с 9 тыс. АЗС по всей стране) за последнюю неделю равен нулю, что означает: цены стоят, не идут ни вверх, ни вниз.


В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на автомобильный бензин за прошедшую неделю также не изменились. Так, в Москве они составили 29,88 руб./л, в Петербурге — 29,85 руб./л.


В 60 центрах субъектов РФ цены на автомобильный бензин тоже остались на уровне предыдущей недели. В 16 центрах субъектов РФ зафиксировано снижение средних цен на бензин, в том числе в Ульяновске и Хабаровске — на 0,4 %. В 7 центрах регионов отмечено подорожание бензина. Более всего цены выросли в Черкесске — на 1,1 %.


Словом, тишь, гладь да божья благодать на фоне прекрасной погоды. И длится это не одну спокойную прошлую неделю, а с конца апреля. Индекс «Петрол Плюс» равен нулю третью неделю подряд. Росстат такого сообщать не может (возникнут сомнения в достоверности расчетов) и говорит о статистически незначимом подорожании или снижении за неделю на 0,1%. С тем чтобы итоговый результат мая стал нулевым, как мы и наблюдаем.


Статистика — коварная вещь. Цифры на заправках действительно не меняются, но мы видим не только их, но и пробки из «подснежников»-дачников. Жара и хорошая погода в мае открыла дачный автомобильный сезон несколько раньше срока. Спрос на топливо явно вырос, а учитывая, что в пробках его тратится больше, — вырос серьезно.


К этому нужно добавить открывшийся также несколько раньше сельскохозяйственный сезон. Техника — на полях. И ГСМ она потребляет активно, что называется, вовсю. Плюс открытие строительного летнего сезона, который без топлива тоже не обходится. Все это тоже спрос, да еще какой. К тому же в начале лета нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) становятся на плановый ремонт на 1–1,5 месяца, что означает серьезное сокращение предложения топлива.


По законам рынка при росте спроса и одновременном сокращении предложения товара цены на него должны расти. Так, у наших соседей, в Украине, бензин дорожает на 1,5–2 гривны в неделю. Народ возмущается, а самые ушлые повадились ездить заправляться в Россию: это вдруг стало выгодным. У нас же спрос растет, предложение сокращается, а цены стоят — это как?


Прежде чем отвечать и прогнозировать, позволю себе почти философское замечание. С реальностью бороться — дело безнадежное. Цены можно временно затормозить, но рынок все равно отомстит. В виде гораздо большего, шокового подорожания потом. Поэтому каждое несоответствие динамики цен рыночным механизмам вызывает у меня нехорошие подозрения в их искусственном сдерживании. Можете считать меня конспирологом, но в жизни это часто помогает подготовиться к последующей волне подорожания.

«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ