Рубрика  /  Актуальные статьи Подольска
Предложить новость
13 мая 2013 08:562034обсудить новость

В России может начаться новая крупная реформа жилищно-коммунального хозяйства


Судя по всему, мы стоим на пороге очередной масштабной реформы жилищно-коммунального хозяйства. Госдума планирует до конца 2013 года рассмотреть внесенные Волгоградской областной Думой и группой членов Совета Федерации законопроекты об изменении Жилищного кодекса РФ. Принесут ли  эти новации желаемый результат или через какое-то время, как  уже было не раз, мы вновь будем искать очередной выход из очередной кризисной ситуации в системе ЖКХ? Специалисты, которых опросила газета «Подмосковье», разошлись во мнениях.
 
 

 
 
 
Бремя перемен
 
 
В чем суть предлагаемых перемен? Первый законопроект под № 173562-6 уже в своем названии заявляет цель «совершенствования порядка внесения платы за коммунальные услуги». Авторы полагают, что порядка в оплате ЖКХ и самом состоянии коммунального хозяйства станет больше, если передать функции исполнителей коммунальных услуг от управляющих организаций ресурсоснабжающим предприятиям. Поставляешь потребителям газ, электроэнергию, воду, тепло, отводишь канализационные стоки – получай сам деньги за это.  Законопроект, хотя его рассмотрение намечено на май, уже поддержали во многих субъектах РФ, в том числе и в Московской области.
Проект другого федерального закона, под № 623780-5, менее радикален. Главный акцент в нем сделан на необходимость объединения тех, кто управляет многоквартирными домами, в саморегулируемые организации (СРО), которые и будут, по мнению авторов законопроекта, выстраивать и контролировать работу своих участников.



Лукавые цифры
 
 
Основные претензии к системе ЖКХ известны. Одна из них, вызвавшая недавно негодование президента России Владимира Путина, непомерный рост тарифов. Призвал навести порядок в тарифном регулировании в своем обращении к жителям Подмосковья и временно исполняю-щий обязанности губернатора Мос­ковской области Андрей Воробьев.


Но почему растут тарифы? Воруют? Не без этого. Начальник отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Московской области Дмитрий Еремин сообщил, что в ходе оперативно-розыскного мероприятия «ЖКХ»,  проведенного в 2012 году, выявлено 335 преступлений в этой сфере. Что на 40 с лишним процентов больше, чем в 2011-м. Причем наибольший рост пришелся на преступления, совершенные организованной группой или группой по предварительному сговору – на 788,9 % (!). А также на хищения в крупном и особо крупном размере – на 171,6 %.


Но главная причина, полагают специалисты, все-таки не в этом. Начальник управления ЖКХ городского поселения Егорьевск Вячеслав Щеглюк считает, что она – в огромной задолженности, прежде всего управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями, которая парализует всю систему жилищно-коммунального хозяйства. В его родном городе, к примеру, она только за один 2012 год составила более 10 миллионов рублей.


Понятно, что крупные поставщики ресурсов, у которых таких должников, как Егорьевск, несколько, несут трудно вообразимые потери. По данным справки, которую по нашему запросу прислали из ОАО «Мытищинская теплосеть»,  задолженность управляющих организаций перед компанией за поставленный ресурс – «тепловая энергия и горячее водоснабжение» на начало 2013 года превысила 300 миллионов рублей.


Но откуда взялись такие долги? Ведь сегодня едва ли не с каждой трибуны твердят: не должно быть такого, ведь собираемость платежей у нас непомерно высока – 95 и даже 98 %. Вот в этой лукавой арифметике, как считают специалисты, и кроется причина многих коммунальных бед. Вячеслав Щеглюк приводит такие данные: в 2012 году оплата услуг ЖКХ в Егорьевске достигла рекордных 97,2 %. Тем не менее это не позволило собрать всю необходимую для расплаты с поставщиками ресурсов сумму – не хватило больше 10 миллионов рублей. И это – при 2,8 % недоплаченных денег. А если их 5, 7, 10 %? А если долги множатся годами?


Выход, по мнению Щеглюка, в том, чтобы недоплаченные деньги разложить на тех, кто платит. Социально несправедливо, зато, наконец, система ЖКХ лишится  главного тормоза – долгов. «Собираемость коммунальных платежей всегда, даже в советские годы, была на уровне 95 - 96%», – говорит руководитель егорьевского ЖКХ. Поэтому, по его мнению, любая управляющая компания – потенциальный банкрот. По этой же причине даже добросовестные коммунальщики нередко «приписывают» себе те работы, которые не выполняли,  или завышают тарифы.
В ОАО «Мытищинская теплосеть» смотрят на проблему шире. Здесь считают, что главная причина проблемы – несовершенство отечественного  законодательства.


В частности, в марте 2012 года вступило в силу постановление правительства Российской Федерации № 124, требующее от потребителей энергоресурсов установить индивидуальные приборы учета. При этом никто не вспомнил, что существует Федеральный закон


№ 261 об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, который уже требовал до 1 июля 2012 года оснастить жилые дома общедомовыми приборами учета. Не оснастили. Без такого прибора невозможно учесть полный, а не частичный тепловой ресурс, который компания поставляет на отопление дома. Ведь кроме квартир, надо ота­пливать подъезды и подвалы. К тому же в квартирах без счетчиков порой живут те, кто в них не зарегистрирован, они пользуются водой, но не платят за нее.


Поэтому, настаивают в компании,  необходимо поменять концепцию учета тепловой энергии в многоквартирных домах, запретив установку индивидуальных приборов учета при отсутствии аналогичных общедомовых приборов.


Кроме того, специалисты «Мытищинской теплосети», как и начальник управления ЖКХ Егорьевска, призывают ужесточить борьбу с хроническими неплательщиками за жилищно-коммунальные услуги. Например, внести в нормативно-правовые акты положения, которые давали бы право теплоснабжающим организациям отключать жилые дома от теплоснабжения при наличии за управляющими организациями просроченной задолженности за потребленную тепловую энергию в течение трех и более месяцев. А также выставлять на аукцион жилые и нежилые помещения в многоквартирных жилых домах, собственник которых имеет задолженность за уплату коммунальных услуг в размере более 100 тысяч рублей. При этом самим должникам предоставлять более дешевое жилье,  а разницу, полученную на аукционе, распределять между кредиторами пропорционально задолженности.



Закон против безобразий
 
 
Помогут ли новые законопроекты, если их примут, удовлетворить чаяния коммунальщиков? Здесь, в отличие от первого случая, специалисты единодушны.


Сидор Пак, руководитель проекта партии «Единая Россия» в сфере ЖКХ «Добрососедство», считает, что решение, в соответствии с которым энергоснабжающим организациям планируется передать ряд функций по управлению домами, не совсем правильное и взвешенное. Поставлять ресурсы, по его мнению, это одно, а управлять всем комплексом коммунальных услуг, которые не ограничиваются тепло-, водо- и электроснабжением, совсем другое.


Корень зла, убежден Пак, в том, что не выстроена должным образом работа с управляющими организациями. Нет прозрачности в их работе. Два года он и его коллеги потратили на то, чтобы составить реестр подмосковных управляющих организаций, но и сегодня не довели эту работу до конца. Даже в окончательном виде реестр пестрит пустыми «окнами», особенно там, где должны быть размещены сведения об обнародовании в интернете сведений о договорах управления многоквартирными домами.


Не всегда понятны и критерии, по которым управляющие организации должны работать. Сидор Пак привел пример: в соответствующем правительственном постановлении говорится о затратах на общедомовые нужды. Но что такое «общедомовые нужды», четко не определено. И нередко за коммерческие компании, которые расположены на первых этажах многоквартирных домов, расплачиваются сами жители.


Еще более категоричен представитель «Мытищинской теплосети» Валентин Карпов, который считает, что в законопроекте речь идет не столько о перераспределении денежных потоков, сколько о стремлении переложить ответственность за качество оказания коммунальных услуг с управляющих организаций на ресурсоснабжающие предприятия. «Сейчас теплосеть, – обосновывает он свое мнение, – поставляет-продает ресурс – тепловую энергию, который должен удовлетворять определенным показателям. Это температура  теплоносителя по графику в зависимости от внешней температуры. Дом же и внутреннее отопление обслуживает эксплуатирующая фирма, которую нанимает управляющая компания и которая в настоящее время является продавцом этой услуги. То есть УК и продает, и обслуживает – есть стимул и ответственность. А как быть по новому закону? Продавец и сервисер – разные фирмы. Теплосеть получает деньги и несет ответственность за услугу, а обеспечивает ее другая организация, руководителям которой становится безразлично, какого она качества».
И уж совсем категоричен начальник управления ЖКХ Егорьевска Вячеслав Щеглюк. «У жителя многоквартирного дома нет желания разбираться, например, с уборщицей, – говорит он. – Есть управляющая организация, которая этим занимается, он и звонит туда, даже ночью. Другое дело, что  бизнес еще не научился работать в системе ЖКХ. Его надо учить  и требовать. Мы это делаем, создали понятные правила для управляющих компаний, и у нас серьезных проблем, кроме неплатежей и устаревших сетей, нет».


Кстати, Вячеслав Щеглюк не кривил душой: практически все управляющие организации Егорьевска обосновались в верхней части рейтинга Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Так, может быть, и правда стоит прислушаться к его мнению: дело не в том, кто оказывает коммунальные услуги, а в том, что процесс этот ведется по не всегда понятным правилам и в отсутствии должного контроля со стороны местной власти.
 
 
Наладим это, вытянем и ЖКХ. И никакие саморегулируемые организации не понадобятся. Тем более что многие из опрошенных отмечали: для небольших управляющих организаций и товариществ собственников жилья членство в СРО окажется весьма дорогим удовольствием, что неизбежно повлечет за собой дополнительное повышение оплаты их услуг.

«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ