2012 Ноябрь
08
09:38
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Хлеб в областных супермаркетах продается в два раза ниже средней себестоимости

08 Ноябрь 2012 09:38
Компания X5 Retail Group, владеющая сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», объявила о заморозке в своих магазинах в Москве и Подмосковье цен на массовые сорта хлеба – батона белого и буханку черного «Украинского». Ритейлер объясняет это необходимостью опровергнуть появившиеся слухи о предстоящем росте цен на хлеб и его возможном дефиците. Повысить стоимость батонов на прилавке ранее сети действительно просили хлебопеки. О дефиците не может быть и речи: на рынке сегодня очень жестокая конкуренция.
 
 
 
 
 
С 7 ноября этого года во всех магазинах трех торговых сетей группы Х5 в Москве и Московской области два наиболее востребованных сорта хлеба - белый и черный под маркой «Красная цена» - стоят не выше 7,30 и 10,90 рубля соответственно. Такая ценовая политика продлится до окончания новогодних праздников, а возможно, и после них, говорится в сообщении компании. Между тем и раньше хлеб этой группы стоил недорого. Например, батон белого по красной цене в «Пятерочке» продавался еще месяц назад за 8 - 9 рублей, отчего он и тогда пользовался большой популярностью.
 
При этом еще с весны некоммерческое партнерство «Союз производителей хлеба Московской области» в лице его председателя Алены Сабатаровой неоднократно просил сети, где сбывается большая часть испеченного хлеба, повысить цены. Иначе, по мнению хлебопеков, слишком низкая цена на продукт вынудит многих производителей уйти с рынка.
 
«Средняя себестоимость производства батона нарезного составляет 14,06 рубля. А черного хлеба «Дарницкий» - 16,80 рубля», - говорит Алена Сабатарова. «Не могут цены на прилавке быть в два раза ниже этого!» - негодует представитель хлебопеков.
 
Как полагают в «Союзе производителей хлеба», такие низкие цены могут появиться, только если хлебозаводы, поставляющие дешевый продукт сетям, намеренно снижают и цену, и качество товара, чтобы вытеснить с рынка других игроков, которые не могут работать «в минус» или на грани рентабельности. Это называется демпингом и относится к ведению антимонопольной службы.
 
На днях по обращению «Союза производителей хлеба» в Московском областном УФАС России состоялось совещание, посвященное проблемам хлебопекарной отрасли. Вердикт антимонопольщиков стал для хлебопеков неутешительным. Согласно резолюции УФАС хлебопекарный рынок Московской области является конкурентным, а цена на хлеб устанавливается на основе коммерческого договора поставки и регулированию со стороны антимонопольного органа не подлежит. Ну а качество продукта к компетенции ведомства не относится.
 
О наличии здоровой конкуренции на хлебопекарном рынке говорят и представители сетей. Более того, в группе Х5 «Подмосковью» пояснили, что далеко не все производители просят их о повышении цены на хлеб.
«Поставщиков в одном регионе, таком как Москва и область, у нас может быть несколько десятков. Некоторые из них для решения своих задач просят повысить цены на хлебобулочную продукцию. Говорят, что им трудно производить хлеб. Мы начинаем объективно оценивать рынок, и получается, что он намного больше, чем эти несколько производителей. Кто-то может работать по таким ценам, а кто-то - нет. Почему мы должны соглашаться с меньшинством и продавать покупателям хлеб одного и того же качества, но дороже?» - задается вопросом менеджер по связям с общественностью X5 Retail Group Роман Черешнев.
 
У некоторых производителей работать в таких условиях действительно получается. Одним из поставщиков хлеба под маркой «Красная цена» является группа компаний «Настюша».  Там «Подмосковью» на вопрос, можно ли производить хлеб дешевле, чем за 7 рублей, ответили утвердительно. Именно это заводы компании и делают. Причем компания поставляет не только так называемый социальный хлеб по минимальной цене, но и другие, более дорогие сорта, за счет которых, в том числе, и получает прибыль.
 
Представители сетей советуют хлебопекам снижать себестоимость производства и повышать рентабельность за счет модернизации оборудования, внедрения новых технологий и увеличения объемов продукции. Но, по данным «Союза производителей хлеба», при той марже, которую они получают за свой товар, сделать это смогут немногие.
«Чтобы предприятия смогли модернизировать свое производство, в Московской области была принята долгосрочная программа развития хлебопекарной промышленности. Но из 34 промышленных предприятий и 160 малых пекарен программой в этом году смогли воспользоваться только три завода», - говорит Алена Сабатарова.
 
Дело в том, что программа предполагает предоставление субсидий из областного бюджета на процентные ставки по инвестиционным кредитам сроком до 8 лет. Но взять их хлебозаводы не в состоянии, так как согласно оценкам союза хлебопеков многие из них имеют убыточные балансы, глядя на которые банки не спешат выделять средства.
 
Поддержать производителя можно только установлением справедливой цены на хлеб, считают в союзе. «Нужно вносить изменения в закон о регулировании торговой деятельности и установить какую-то минимальную цену на хлеб, как на водку, потому что это вопрос качества продукта и здоровья населения», - уверена Алена Сабатарова.
При этом в «Настюше» заверили «Подмосковье», что качество продукции компании соответствует нормативам ГОСТа и ТУ. Это касается как технологии производства, так и сырья для него. В группе Х5 поставляемый хлеб проходит независимую систему контроля качества, и оно, как уверили в компании, находится на должном уровне.
Впрочем, если кто-то не доволен качеством батона по 7,30, его можно не покупать. В магазинах достаточный выбор другого хлеба – и по 20 рублей, и более, если это батон со злаковыми или какими-то другими особенными добавками.

«Будущее - за семейными хлебопекарнями»

Екатерина Семенова, министр потребительского рынка и услуг Московской области:
- Вопрос, связанный с прогнозами по повышению розничных цен на хлеб, я разделила бы на две части. Первая – это ценообразование. Всем известно, что  в цене самого обычного нарезного батона  стоимость муки составляет не более 20 - 25%. Остальное  -  наценка производителя, транспортных предприятий и конечного розничного продавца. Даже глобальное повышение цен на зерно и муку, чего в принципе на сегодняшний день не может быть, не ведет к росту в геометрической прогрессии  розничной цены на батон.  В цене элитных изделий – хлебобулочной продукции, которая производится в частных пекарнях, в пекарнях при продуктовых супер- и гипермаркетах – доля  стоимости муки еще меньше, чем в социально значимых сортах хлеба.
Цены на хлеб, как и на остальные продукты, в Подмосковье будут корректироваться с учетом инфляции. Но не более.
 
Советую не поднимать панику, не пугать людей дефицитом и нереально высокими ценами на хлеб. Хлеб – товар, который продавцам нужен не меньше, чем покупателям. Именно хлеб в первую очередь привлекает покупателей всех категорий в продуктовые магазины. Более того, именно хлеб, точнее его цена, является индикатором. Согласно исследованиям, многие люди по цене на хлеб выбирают тот магазин, в котором будут совершать и другие покупки. Выбирается тот, где цена ниже. Поэтому и дискаунтеры, и магазины шаговой доступности, и супермаркеты стараются делать наценку на хлеб как можно меньше.
 
Производство хлеба будет развиваться по двум направлениям. Крупным заводам, производствам полного цикла становится все труднее выжить. Из-за больших издержек, связанных с содержанием больших территорий, их хлеб в ценовом отношении становится все  менее конкурентоспособным. Будущее за мелким и средним бизнесом, за семейными хлебопекарнями и даже за производством хлеба в домашних условиях.  За теми, кто сможет быстро реагировать на запросы потребителей.  Хлебопекарни – прекрасный бизнес, прекрасная ниша для малого предпринимательства.
 
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости