2012 Октябрь
18
09:55
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Городские вандалы: полный беспредел ценой в десятки миллионов рублей

18 Октябрь 2012 09:55
Московские железнодорожники бьют тревогу: в последнее время участились случаи вандализма. Эту тревожную тенденцию отмечают и другие транспортники, и коммунальщики. «ВМ» вместе со специалистами провела собственное расследование.

Когда — невидимками, под прикрытием ночи, когда — внаглую, среди бела дня, они поганят стены, уродуют обшивку электричек и автобусов, курочат новые лавочки, ломают качели на детских площадках, разбивают окна и превращают подъезды жилых домов в дурно пахнущий ад, расцарапывают стены лифтов. Вандалы.

Слово с емким и всеобъемлющим смыслом. Бездушные враги города, которым очень не нравится, когда город чист и ухожен. По вине вандалов Москва ежегодно теряет десятки миллионов рублей.

Слово — закону

Как правило, в подобных преступлениях замечены мужчины 25–40 лет. По каждому случаю в органы внутренних дел направляется заявление. Однако привлечь вандала к ответственности проблематично: ведь обычно установить его личность крайне сложно.

Тем не менее статья 214 УК РФ («вандализм») гласит: «Лицам, совершающим акты вандализма, грозит штраф в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев. Уголовная ответственность за вандализм наступает с 14 лет.

Нарушения, совершаемые в городе федерального значения Москве, влекут наложение административного штрафа в размере 3000 рублей».

Петровка, 38, сообщает…

Как сообщили «ВМ» в пресс-службе ГУ МВД России по Москве, за шесть месяцев в городе зарегистрировано 213 преступлений, квалифицированных по ст. 214 («вандализм»). За тот же период 2011 года зафиксировано 206 преступлений, в 2011 году — 409.

Криминогенные пути-дороги

Во всех депо работа по ремонту идет круглосуточно, сообщили «Вечерке» в МЖД. Самые криминогенные — электрички ярославского и горьковского направлений, где часто ездят футбольные болельщики. В этом году в лидеры вышло и казанское направление: в депо «Раменское» ущерб превысил 4 200 000 рублей, в депо «Куровская» — 3 300 000 рублей.

— Вандалы сильно мешают работе, приходится постоянно менять испорченные сиденья, побитые стекла, полки, — говорит начальник службы корпоративных коммуникаций МЖД Владимир Мягков. — Они активизируются с весны, а заканчивается нашествие глубокой осенью. Да и зимой бывает всякое… Само депо от набегов вандалов не страдает, поскольку защищено: 10 постов охраны, на территории 40 видеокамер, оператор ВОХР круглосуточно дежурит. Все происходит на линии. Главные точки: Подольск, Столбовая и Львовская.

— Там то ли вандалы проживают, то ли туда они выезжают, это просто наш бич, — пожимает плечами Александр Жуков. — Полицейских на узловых станциях не хватает. Беда — ночной отстой поездов. В тупиках все отдано вандалам на откуп...

А еще часто бросают камни в кабину машиниста: только в этом году были разбиты 34 лобовых стекла. Ущерб — 1 291 000 рублей. Несколько лет назад в Бутове машиниста убили: бросили бутылку, попали в голову. Такова цена «шалости».

Три часа на обновление

…«Перерва» обслуживает три крупных железнодорожных направления. Сюда поезда прибывают помыться и пройти техконтроль. Почти все — раскрашены граффити, с разбитыми стеклами и буферными фонарями, разрезанными сиденьями, изуродованными тамбурами. На курском направлении поезда чаще всего страдают от набегов «художников». Кроме перекраски кузова, приходится менять расписанные стеклопакеты, если «художества» не смывает растворитель. Вот поезд «Москва–Серпухов»: разбито лобовое стекло, «украшены» граффити сиденья и аппаратура управления. Поезд покинет депо как новенький.

Мастера работают быстро: поезда приходят раз в восемь дней только на три часа. Надо успеть все, а ведь только на замену одного стекла уходит два часа. Сменить обивку можно за 25 минут, но на подготовку и установку нужно время. Не всегда есть дерматин нужного цвета, вот и едут в одном вагоне — привет вандалам! — несколько серых среди синих

Вагоны атакуют на полном ходу

Честно говоря, в локомотивное депо «Перерва» я шла, внутренне готовя себя к чему-то ужасному, что могу там увидеть. Но самые смелые мои представления о масштабах происходящего были перекрыты тем, что я увидела. Мы шли по вагонам и мастерским с главным инженером Александром Жуковым, который работает на МЖД с 1975 года и знает приемы вандалов досконально, и мне, как говорится, плохело на глазах.

«Чудо-художники»

Краска на кузове служит шесть лет, но вагоны из-за «художеств» без конца подкрашивают, иногда нужного цвета нет… Получается в результате нечто рябое и странное.

— В любом вагоне можно найти граффити, что-то порезанное и разбитое. Картина удручающая, — говорит Александр Викторович Жуков. — Вот перешли РЖД на ярко раскрашенные поезда с фирменной символикой. Классные, красивые! Они особенно привлекают вандалов.

Мы писали заявление в полицию, когда ночью разукрасили вагоны на станции Подольск: девять — с одной стороны, девять — с другой. На миллион с лишним ущерб! А общий ущерб с начала года — 3 500 000 рублей. Охаю. Цифры потрясают.

И в целом как-то противно… — Летом вопиющий случай произошел, — останавливается вдруг Жуков. — Было это 9 июля, белым днем — в 14.40, на станции Москва-Товарная.

Представляете, 15 человек на ходу срывают стоп-кран, налетают на вагон, не дают машинисту ехать. Помощник что сделает, там же 15 человек! У пассажиров реакции никакой. Стоял поезд 10 минут. За это время вандалы разрисовали четыре вагона снизу доверху. И убежали…

Только от крыш бы их уберечь…

Случаев со срывом стопкранов на курском направлении — масса. На Каланчевке в пунктах отстоя баллончиками регулярно расписывают вагоны.

— У нас массовое хищение видеокамер — они же бытовые, а также систем пожаротушения, их тоже можно использовать: фанаты зажигают файеры, а система пожаротушения позволяет им дымовые завесы делать. На линии есть охрана, но штраф за содеянное — всего 100 рублей, — рассказывая об этом, Александр Жуков расстроенно машет рукой. — Чувствуете, насколько цена вопроса несовместима с размером штрафа? Или возбуждается уголовное дело, если лица пойманы. Когда неизвестны, дело возбуждают, но почти никогда виновных не находят… Он хмуро молчит и вдруг неожиданно говорит с какой-то непередаваемой интонацией: — Вы знаете, от чего прежде всего надо предостерегать? Готовлюсь перечислить, думая о вещах. А оказывается, он — о людях: — Понимаете, хулиганы лезут на крышу! Уже было три смертельных случая — правда, не в нашем депо. Лезут, а ведь напряжение электропроводов — 3300 вольт… Выходит, итогом хулиганства может стать прощание с жизнью? Три жизни, кончившиеся так внезапно и глупо, это мало или много? …Александр Жуков рассказывает, что после внезапных рейдов полиции вандалы на время затихают. А еще мне сказали, что есть негласное распоряжение — не дано железнодорожникам права давать вандалам отпор. Считается, что это может обозлить их и спровоцировать на новые подвиги.


Наталья Варская, психолог:

— Это можно объяснить наличием у человека комплексов, а также тем, что он не способен выразить еще где-либо свою агрессию.

Доказанный факт: люди, имеющие тягу к вредительству, как правило, находятся на социально невысокой ступени и не могут реализовать свой потенциал. Постепенно внутренняя агрессия накапливается и, не реализовавшись, выливается в вандализм.

В переходном возрасте некоторые становятся рабами бушующих в них гормональных процессов. Не будем сбрасывать со счетов и алкогольное опьянение: в этом состоянии даже социально адаптированный человек порой способен на импульсивные действия. Он потом и не помнит, что сделал, а на вопрос «почему» вообще ответа дать не может.

Если это случилось, ясно одно: у человека есть проблема, корни которой кроются в подсознании. Все мы родом из детства. И если родители при детях мусорят, они впитывают этот мини-вандализм.

Беда кроется еще и в том, что вандалы не считают своим общественное богатство: они будто в гостях.

Убеждена, все это от распущенности и безнаказанности: между прочим, по делу о вандализме ни разу никого не признали невменяемым.

АНТИМЕРЫ

Как сообщили «ВМ» сотрудники Мослифта, обслуживающего 60 000 столичных лифтов, в этом году вандалами сломано 300 дверей шахт и кабин, 150 вызывных и 140 «приказных» аппаратов.

За первое полугодие зафиксировано 8385 случаев сбоев в работе лифтов. Компания разработала оборудование с учетом «любви» вандалов к лифтам. Вандалостойкие и огнестойкие материалы позволили снизить число поджогов. В лифтах устанавливают антивандальные кнопки из сплава металлов, плафоны с решеткой и фотореверсы: оптические датчики держат двери открытыми, пока в лифте есть люди, и теперь не причиняет вреда лифту привычка держать двери ногой. А стены кабины покрыты спецсоставом, который трудно исцарапать.

ЦИФРЫ

За первые шесть месяцев 2012 года ущерб, причиненный Московской железной дороге, превысил 22 миллиона рублей. Разрисовано 700 вагонов, изуродованы 184 стеклопакета, испорчено 13 000 квадратных метров обшивки. За шесть месяцев текущего года ушло на остекление 13 000 000 рублей; замену лобовых стекол — 8 300 000 рублей; замену тонкого стекла — 2 500 000 рублей; замену ранее поставленных стеклопакетов — 2 000 000 рублей;  

Красоте иных автобусов ныне можно подивиться: аккуратненькие, с красивыми сиденьями, искрящимся полом. Да только хватает такой красоты ненадолго. Сухая статистика Мосгортранса свидетельствует: за полгода ущерб от вандализма на транспорте составил 3671 тысячу рублей. Возмещен он, по крайней мере пока, по девяти случаям на сумму 118 тысяч рублей. Cумма ущерба за полгода сопоставима с суммой убытка за прошлый год целиком: тогда вандалы «науродовали» на 3720 тысяч рублей.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости