2012 Октябрь
09
10:54
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Москва бьется с областью за подмосковных покойников

09 Октябрь 2012 10:54
На территории новой Москвы полным ходом идет передел рынка ритуальных услуг. Московские похоронные агентства уже отобрали львиную долю заказов у местных «Обрядов» и «Ритуалов». Кризис жанра коснулся, в том числе, пограничных со столицей населенных пунктов Московской области. Газета «Подмосковье» выяснила, почему умерших жителей подмосковных деревень везут в московские морги и какие еще претензии есть у жителей области к столичным похоронщикам.
 
Город  Апрелевка после изменения границ остался в пределах  области. Но сразу за его чертой начинается новая Москва. В небольшом населенном пункте всего две ритуальные конторы, но с  тех пор, как все окрестные деревни и дачные поселки отошли к столице, они большую часть времени простаивают.  Не спасает даже то, что одна из них работает при местной больнице. Одним словом, перефразируя классиков, жители в уездном городе А. умирали редко. Елена Анучина – начальник отдела кадров апрелевской больницы и по совместительству координатор ритуальных услуг, которые оказываются при тамошнем морге.
 
– Раньше за организацией похорон к нам обращались по три-четыре человека в день. Сейчас, после присоединения земель к Москве, хорошо если один заказ поступает в неделю, – сетует Елена Анучина.  – Остальное московские ритуальные агенты забирают. Проблема в том, что после смерти человека обязательна процедура констатации смерти. Если человек умер дома, то родственники вызывают для этого «скорую» и полицию. А  раз территории теперь к Москве отошли, то и выезжают на вызов столичная «скорая» и полиция.
 
 

 
 
Гонки на катафалках
 
Дальше происходит самое интересное. Еще не успели доктора и полицейские констатировать смерть, как родственникам усопшего начинают названивать ритуальные агенты, предлагая свои услуги. Как анекдот жители Апрелевки передают из уст в уста случай, когда за одним покойником приехало сразу два катафалка (местный и московский), чтобы отвезти тело в морг.
 
– Иногда по три дня сидим без заказов, – подтверждает слова Елены Анучиной – сотрудницы второго апрелевского ритуального агентства ООО «Обряд» ее коллега Татьяна. – Люди на московские похоронные бюро жалуются. Говорят, там даже одежду свою для покойников приносить не разрешают. Все заставляют у них покупать. А гробы? Какие у нас гробы качественные, а какие у них – во-первых,  дорогие, во-вторых –  гораздо хуже.
Эмоции представительниц скорбного бизнеса понятны. Невольно вспоминается задавленный конкурентами гробовых дел мастер Безенчук – герой Ильфа и Петрова, риторически восклицающий «Разве «Нимфа», туды ее в качель, кисть дает?»  
 
А если серьезно, то похоронный бизнес – одна из самых криминализованных сфер деятельности. Когда человек умирает дома, то информация о его смерти продается в ста процентах случаев. Это факт, который подтверждают даже эксперты Федеральной антимонопольной службы. Существует несколько категорий людей,  которые имеют к ней доступ: врач поликлиники, скорой помощи, операторы служб «02» и «03». Они продают похоронным агентам адрес умершего, его домашний телефон, а также телефоны родственников, нарушая Федеральный закон «О защите персональных данных». При этом за один звонок продавец, по данным экспертов, получает не менее 10 тысяч рублей.
 
Ритуальные игры
 
В зарубежных законодательствах  многих стран за подобное предусматривается уголовное     наказание. В Российской правовой системе в этом месте зияет большая дыра. А стало быть, есть условия для возникновения недобросовестной конкуренции.
 
Дальше все идет по законам бизнеса, крупные игроки рынка поглощают и вытесняют мелких предпринимателей. Уже сегодня в некоторых населенных пунктах новой Москвы, к примеру, в Московском, вовсе нет местных контор, предоставляющих ритуальные услуги.  Специалистам из ФАС есть о чем задуматься.
 
С другой стороны, нельзя отрицать, что похороны давно превратились не только в бизнес, но и технологию. Сегодня два столичных вуза выпускают специалистов похоронного дела. Проходят международная выставка «Некрополь», симпозиумы, семинары, выходят журналы, рассказывающие о новых трендах в похоронном деле. Один из похоронных порталов даже объявил недавно конкурс  некрологов  «Слова скорби», на участие в котором пришло более сотни заявок.
 
В результате небольшим похоронным предприятиям выжить непросто среди таких монстров ритуального дела.
Впрочем, передел, похоже, коснулся далеко не всего рынка похоронных услуг. Совсем недавно на апрелевском кладбище открылся пункт по продаже памятников ООО «Вечная память».
 
– Открылись в марте, – сообщает сотрудник нового предприятия Максим, – дела идут хорошо. Местные жители благодарят, говорят, что очень удобно  стало и недорого. Возить из других мест памятники и ограды не надо. Конкуренты не беспокоят. Закрываться не собираемся. Будем, наоборот, расширяться.
 
Такая же ситуация на соседнем Анкудиновском кладбище.
– Мы здесь не первый год, – комментирует продавец надгробий, представившийся как Эдик, – никто работать не мешает. Бизнес идет нормально. Хотелось бы, чтобы все оставалось как есть.
 
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости