Рубрика  /  Актуальные статьи Подольска
Предложить новость
26 сентября 2012 08:071469обсудить новость

В Подмосковье будут искать будущих миллионеров в социальных сетях


Открыть свое дело — об этом многие мечтали на заре перестройки. Но прошло 20 с лишним лет, и оказалось, что количество россиян, желающих заниматься бизнесом, заметно сократилось. По данным экспертов, мы отстаем по числу малых и средних предприятий от стран Западной Европы почти в 2 раза. О том, почему наши люди потеряли интерес к предпринимательской деятельности и как его собираются возрождать в Подмосковье, «МК» рассказал министр экономики Московской области Алексей МЕДВЕДЕВ.

 

— Сколько всего предпринимателей среднего и малого бизнеса работает в Подмосковье?

— На первый взгляд немало: порядка 250 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Вместе с индивидуальными предпринимателями — это около 800 тысяч человек. Примерно 36 процентов от всего занятого населения области работает в сфере малого и среднего предпринимательства. Суммарный оборот этих предприятий составил на начало года более 1,5 трлн руб. Но с другой стороны, эти показатели в 1,5–2 раза меньше, чем в странах Западной Европы. Доля произведенной продукции малым и средним бизнесом в структуре валового регионального продукта Московской области равна 18%, что тоже в 2 раза ниже, чем на Западе.

— К тому же наш малый бизнес в отличие от западного сконцентрировался почти полностью в торговле...

— Действительно, в 90-е годы многие люди делали бизнес по принципу: в одном месте купил — в другом продал. Но жизнь меняется, начать и успешно вести свой бизнес значительно сложнее. К тем, кто хочет реализовать себя как предприниматель, рынок предъявляет высокие квалификационные, репутационные требования. Поэтому, принимая сейчас долгосрочную целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013–2016 годы», собираемся обеспечить базовый уровень для массовой поддержки успешных стартапов.

— По телевидению часто крутят рекламный ролик о том, как некий Иван Иванович, оставшись без работы, обратился в центр занятости, получил субсидию и открыл свой бизнес. Это сюжет из реальной жизни?

— Да. Можно обратиться в Центр занятости населения, предоставить самый простой бизнес-план, где будут посчитаны основные расходы и предполагаемая прибыль, предъявить пакет документов, необходимый для регистрации предприятия. И все — вам выдадут субсидию.

— Каков ее размер?

— Небольшой — 58 800 рублей.

— Даже не представляю, какой бизнес можно открыть на эти деньги.

— Можно, например, зарегистрировать свое предприятие. На самом деле очень мало людей знают, куда вообще с пользой для дела вложить деньги. Поэтому очень важно популяризировать среди населения успешные стратегии — истории успеха — открытия собственного дела. Если человек придет в центр занятости и скажет: я хочу открыть свое дело, его должны не только поддержать, но еще и показать путь, по которому прошли до него другие люди и достигли успеха. Вот смотри: у них получилось, и ты сможешь.

— Мне кажется, наши люди с большим недоверием отнесутся к таким историям с хеппи-эндом. Жизнь предпринимателя в нашей стране, как известно, — это вечный бой. И на фоне несовершенного законодательства, неэффективного налогообложения и чиновничьих поборов господдержка в виде такой мизерной субсидии выглядит неубедительно.

— Я согласен, что у частных предпринимателей в Московской области могут быть обоснованные претензии к органам местного самоуправления или контролирующим органам разного порядка, могут возникать какие-то сложности и с ведением бизнеса. Но при всем этом близость к Москве, размер рынка в Московской области покрывает многие неэффективные решения. Это огромный рынок, на котором пока что диктует свои условия производитель, а не потребитель. Экономика области сопоставима с уровнем небольшой европейской страны. Конечно, изо дня в день заниматься рутинными делами своего бизнеса — общаться с налоговиками, пожарными, выбивать себе преференции на рынке, получать кредиты под льготные проценты и так далее — это совсем непросто, и людей, способных на такой образ жизни, тоже немного. Но других сценариев успешного бизнеса не бывает. Во всем мире часть предприятий ежегодно закрывается, потому что их владельцы устали, разорились, разочаровались, но примерно столько же частных фирм открывается. Нам бы хотелось, чтобы процент вторых был значительно больше, на это направлена вся система мер по поддержке малого и среднего бизнеса в Московской области.

 

 
 
 
 

Пока что большинство подмосковных коммерсантов выглядят именно так.

фото: Михаил Ковалев

 
 

— Вы говорите, что правительство области готово оказать малому бизнесу всяческую поддержку, но при этом в муниципальных образованиях нет даже специальных комитетов по защите и развитию малого бизнеса.

— Приоритеты местной власти в отношении малого и среднего бизнеса обязательно будут меняться. В рамках нашей программы мы предусмотрели участие муниципалов в образовательных семинарах, тренингах, которые помогут им лучше понимать нужды предпринимателей и строить с ними конструктивный диалог. Сейчас у муниципалов нет мотивации развивать малый бизнес. Им проще и выгоднее построить 20-этажную высотку, заселить ее, люди будут ездить на работу в Москву, а тратить деньги на территории района. Такая вот экономика.

— Или логистик построить.

— Совершенно верно. Это очень простые схемы. Можно долго спорить, порочны они или нет, но практика администрирования на местном уровне подтвердила, что действуют они успешно.

— Тогда зачем московское областное правительство занимается развитием малого бизнеса?

— Сегодня у области несколько другие приоритеты, чем прежде на местах, мы ориентируемся на то, что будет в Подмосковье через 10–15 лет. Если программа будет реализована успешно, то экономика региона получит мощный импульс к развитию, не говоря уже о том, что качество жизни в Подмосковье значительно вырастет.

— Сколько стоит ваша программа?

— Общий объем средств бюджета Московской области, направляемых на реализацию мероприятий программы, составит 2 186 631 000 рублей, кроме этого из федерального бюджета будет направлено еще 4 539 455 000 рублей, часть средств выделят муниципальные образования. Теперь отвечу, зачем нам это надо.

— Вы не боитесь, что все пойдет по старой проверенной схеме: деньги попилят, а предприниматели даже не узнают, что была такая программа? Может, проще раздать эти деньги на гранты?

— Наша концепция предусматривает три главных этапа поддержки. Первый. Мы собираемся собрать и организовать людей, которые хотят открыть свое дело, но не знают, как это сделать, и вовлечь их в различные образовательные бизнес-программы. Второе. Мы собираемся создать специальную инфраструктуру, где будет развиваться предпринимательская активность. Мы планируем создать десяток таких бизнес-площадок по всей области. Это могут быть молодежные инновационные центры на базе крупных федеральных вузов или таких научных городков, как Дубна, Ступино, Королев. И, наконец, третье — мы предоставим участникам наших программ финансовую поддержку.

 

 
 
 
 

Малых предприятий больше всего в торговле.

фото: Наталия Губернаторова

 
 

— А строить бизнес-инкубаторы собираетесь?

— Нет, эта идея себя не оправдала. Практика показывает, что все сводится к строительству некой коробки, на первых этажах которой сидят агентства по недвижимости, а люди, которые всем там заправляют, просто снимают арендную плату, и не более того. Они выучили примитивную трехшаговую модель: построил здание, пригласил арендаторов, организовался под вывеской бизнес-инкубатора. Как можно иначе зарабатывать, они не знают.

Но хотя бизнес-инкубаторов мы строить не собираемся, бизнес-инкубированию отводим очень важную роль. Надеемся, что с помощью бизнес-тренеров нам удастся значительно увеличить количество успешных стартапов. И еще мы планируем вовлечь в программу тех, кто уже состоялся как предприниматель, но не сумел развить свой бизнес дальше, в области невелик процент предприятий среднего бизнеса, там, где работает от 100 и более человек.

— Кто сможет стать участником вашей программы?

— Подробная информация есть на сайте министерства экономики, а в начале следующего года мы планируем выйти в социальные сети и открыть свои странички «ВКонтакте» и на Facebook. Кратко могу сказать, что принять участие в программе может любой, кто желает открыть свой бизнес на территории Московской области. Это может быть как человек без каких-либо навыков предпринимательской деятельности, так и уже потертый рынком бизнесмен. В идеале мы бы хотели, чтобы к нам пришел молодой человек, выпускник вуза или даже студент со своей идеей, и с нашей помощью он бы вырос в предпринимателя, который через несколько лет сможет выйти на рынок IPO и разместить там свои акции.

— Какое количество стартапов в результате реализации этой программы вы планируете и как это отразится на экономике Московской области?

— Мы собираемся вовлечь в образовательные программы только на первом этапе порядка 30 тысяч человек. Это очень амбициозный проект, благодаря ему, надеюсь, количество успешных стартапов составит не менее 1500-3000. Программа должна запустить процессы роста малых предприятий в сферах реализации инновационных, социальных, креативных, франчайзинговых бизнес-идей.В случае развития такого сценария структура экономики Московской области должна поменяться, должно качественно измениться количество малых и средних предприятий, их оборот. Но эта задача рассчитана не на три года, а на десятилетия.

— Вы упомянули о финансовой поддержке, что это будут за деньги и на что их можно будет потратить?

— Речь идет о грантах на открытие бизнеса в размере до 300 тысяч рублей. Она направлена на покрытие затрат, возникающих у предпринимателя в первые 2 года ведения бизнеса. Важно, что теперь впервые финансовую помощь по поддержке малого и среднего бизнеса будут осуществлять муниципалитеты. Но мы четко определим, кому она будет адресована. В первую очередь это будут люди, которые прошли наши образовательные программы. Для них эти субсидии станут неким бонусом за то, что они успешно учились. Кроме этого, приоритетом будут пользоваться те бизнесмены, которые работают в тех секторах экономики, в чьем развитии область заинтересована. Речь идет о социальном, креативном, инновационном, франчайзинговом предпринимательстве и многих других.

— Будет иметь значение то, в каком районе области живет предприниматель? Или размер субсидии и правила ее получения едины для всех жителей Подмосковья?

— Важно не то, где он живет, а где будет находиться его предприятие. Например, в Химках, Балашихе или Мытищах бизнес-активность и так высокая, а вот в Луховицах, Талдоме или Шатуре малые предприятия по пальцам можно пересчитать, поэтому те, кто решит именно там открыть свое дело, будут иметь больше шансов на получение грантов.

 

 
 
 
 

В Подмосковье растет число частных детских садов.

фото: Геннадий Черкасов

 
 

— По-моему, в Луховицах нужно развивать фермерские хозяйства, это ведь тоже малый бизнес. Хотя скоро вместо пашен и пастбищ в области останутся одни склады.

— Если вы заметили, то в последние дни происходит как раз обратный процесс. Все земли, статус которых до сих пор не был четко прописан, переводятся в земли сельхозназначения. И это абсолютно правильно. Например, в Европе очень активно развивают сельское хозяйство в 50—100-километровой зоне вокруг крупных городов.

— Почему вы выделили в числе приоритетных направлений для малого бизнеса франчайзинговое предпринимательство?

— Во-первых, использование франшизы значительно улучшает качество жизни в наших городах, так как это предусматривает развитие сетевых предприятий общепита и сферы услуг. Во-вторых, это удобно для бизнеса. Фактически предприниматель получает бизнес «под ключ». Но сначала нам нужно поработать с людьми, объяснить им, как можно максимально использовать франшизу, как извлечь из нее все, что она дает.

— Какой процент гостиниц в области принадлежит малому и среднему бизнесу?

— Довольно скромный. Хотя Подмосковье остро нуждается в развитой сети мини-гостиниц, без этого сервиса нельзя всерьез заниматься развитием туризма.

— Что тогда людей останавливает, ведь построить и содержать мини-отель может даже одна семья?

— Существует распространенное заблуждение, что достаточно личного опыта в том, как обустроить собственный дом, чтобы успешно вести гостиничный бизнес. На самом деле он достаточно технологичен, поэтому франшиза тут может быть хорошим подспорьем. Вторая проблема — окупаемость гостиниц составляет 7–10 лет. Для частного предпринимателя такое вложение средств кажется недостаточно эффективным. Но тут на помощь может прийти такой механизм господдержки, как льготное кредитование.

— Какие категории населения, кроме безработных и студентов, вы также хотите вовлечь в бизнес?

— Это может быть кто угодно; чем будет больше креативная воронка из различных бизнес-идей, тем лучше для экономики и для общества в целом. Приведу пример из жизни: женщина сидит дома, ведет хозяйство и воспитывает детей, но у нее есть художественное образование и потребность реализоваться в творчестве. Ее хобби — превращать белую безликую посуду из сетевых гипермаркетов в винтажные вещи. Со временем она организовала интернет-магазин, через который стала продавать свою замечательную посуду. Мы планируем наладить производство видеороликов с записью мастер-классов, будем рассказывать о реализации таких успешных бизнес-стратегий и выкладывать их на своем сайте.

— Еще одна очень модная сегодня тема касается социального предпринимательства, в этом плане в области что-нибудь делается?

— Социальное предпринимательство подразумевает обширное поле деятельности, это касается и инвалидов, которым необходимо социально реализоваться, и молодых матерей, которые временно оказываются вырванными из социума. Мы сейчас активно поддерживаем детские досуговые центры, которые выступают некой альтернативой детским садам. Многие из них выполняют важную социальную функцию — готовят детей к школе. Под эти мероприятия зарезервирован большой объем средств в бюджете. Наша форма поддержки предполагает то, что мы готовы покрыть значительную часть затрат такого центра на арендную плату, оплату ЖКХ, приобретение оборудования и мебели. Сумма субсидии может доходить до 600 000 руб. в год. Пользуясь случаем, обращаюсь к читателям «МК», предпринимателям Москвы и области и призываю их открывать досуговые центры для детей в Подмосковье, развивать свой бизнес, а мы как держатели программы и средств на поддержку именно этого направления готовы оказать их бизнесу материальную помощь.

— Социальные проекты начнете поддерживать тоже в следующем году?

— Нет, уже открыт конкурс для таких предпринимателей в рамках действующей программы. И продолжим эту работу в следующей программе. Условия, на которых выдается грант, довольно просты, единственное требование — открытие дополнительных групп.


«
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ