2010 Январь
19
10:12
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

К 65-летию Великой Победы

19 Январь 2010 10:12

 

Война неузнаваемо изменила жизнь Подольска. Вся гражданская и военная власть в городе перешла к комитету обороны. Он принимал меры по формированию воинских подразделений, эвакуации важнейших промышленных предприятий, по организации производства вооружения, по строительству оборонительных сооружений. Был введен комендантский час. Военная комендатура разместилась в доме крестьянина (сейчас на этом месте стоит памятник В.И. Ленину). При всех магистралях подольчане установили противотанковые ежи, построили 16 баррикад. 16 километров окопов опоясали город.

Участники строительства оборонительных сооружений поддержали призыв группы строителей, опубликованный на страницах газеты «Московский большевик»: «...Мы призываем наших товарищей соревноваться за быстрейшее и лучшее возведение оборонительных сооружений. Работая за двоих, за троих, в самый короткий срок построим железный пояс обороны на подступах к Москве».

Член Подольского городского комитета обороны А. Васильев вспоминал, что по первому зову сооружения вышли строить тысячи подольчан. «В моем распоряжении, - рассказывал он, - были рабочие батальоны. Внушительное сооружение являла собой баррикада с бойницами, которая пересекала Симферопольское шоссе при въезде в Подольск со стороны Серпухова. На одну эту баррикаду пошло до тысячи крупных бревен и более полутора тысяч кубометров земли».

Особо отличились в выполнении заданий по строительству оборонительных рубежей Глафира Ивановна Фетисова, Анна Захаровна Трофимова, Екатерина Яковлевна Фетисова, работница промартели «Стройсиликат» Фадкинула Халикова, председатель Еринского сельсовета Пелагея Петровна Цыпленкова. Они были награждены орденами и медалями. Пример в труде показывали и школьники. Учащиеся Паня Кривонос и Вера Жернова уложили в баррикады 10 кубометров земли. В обращении к своим сверстникам девушки писали: «Девушки, выходите на строительство оборонных укреплений, давайте всеми силами поможем армии громить врага, который хочет сделать нас своими рабынями».

В корреспонденции «Создаем неприступные укрепления», написанной бригадиром строительного участка, председателем колхоза села Вырыпаево Подольского района, сообщалось, что члены бригады, движимые желанием разгромить кровавого врага, поставили сотни надолбов, соорудили целый ряд укреплений. Когда бригаде было дано задание построить мост за два дня, мост был построен за 12 часов.

Подольский район показывал при мер высоких темпов в строительстве оборонительных сооружений. Активное участие трудящиеся По- дольска приняли в организации госпиталей. Подольские врачи Н.И. Маштаков, B.C. Поспелов, К.Г. Подшибякин, С.А. Речменский, B.C. Савельева, В.Н. Блинов не жалели сил для лечения прибывающих с Западного фронта раненых. Для сотрудников госпиталей не было суток в обычном понимании этого слова. По 15 — 18 часов они непрерывно работали за операционными столами.

Незабываем титанический труд медиков 1857-го сортировочного эвакогоспиталя, перебазированного в Московскую академию им. Фрунзе. Не хватало крови - организатором донорства стала операционная сестра Зинаида Денисова. Движение ухода за тяжелыми ранеными возглавила Вера Трегубова. Впоследствии госпиталь вошел в состав 2-го Белорусского фронта. Не считаясь с усталостью, в 112-м полевом госпитале трудились санитары Т.С. Неретин, С.С. Голянов, П.Т. Гильнов; медсестры А.И. Грибкова, Р.И. Богатова, Г.Г. Сафонова, М.М. Гусева, Т.К. Свечова, Д.Г. Мельникова.

Теплотой и вниманием окружали раненых в 651-м полевом госпитале санитары Д.Д. Евдокимов, П.И. Зубков, К.К. Силин, Н.К. Рубенович; медсестры И.И. Будакова, К.Р. Лопатина; в 652-м полевом госпитале - П.К. Подвинников, Р.И. Бутина, В.В. Стрельникова. В памяти солдат и офицеров остались доброта и отзывчивость ординатора госпиталя № 4837 Р.А. Ижвановой, операционной сестры К.В. Знаменской, фельдшера Л.Н. Родионовой, медсестры госпиталя № 2943 В.П. Кискиной.

Несмотря на эвакуацию основного оборудования городская промышленность продолжала удовлетворять нужды фронта. На базе заводских зданий были организованы мастерские по изготовлению гранат, саперного и строительного инструмента, ремонту артиллерийских орудий, самолетов, танков, минометов, автомашин и другой техники.

Городской комитет обороны поручил рабочим завода им. Орджоникидзе построить для 43-й армии бронепоезд. Возглавил строительство И.Н. Ермаков. Перед войной он был заместителем директора по общим вопросам. Руководство Курской железной дороги доставило на завод паровоз, 4 платформы и 10 крытых товарных вагонов. Начальником цеха, где строился бронепоезд, назначили С.М. Гогорова, мастерами - М.С. Лысова, А.К. Лазукина, Ф.С. Дементьева. Рабочие спали в раздевалках (единственные помещения, которые отапливались). На сон отводилось 2-3 часа. Чтобы немного согреться, строители бронепоезда устраивали в металлических ящиках жаровни. Во время работы поочередно подходили к ним и отогревали руки. Сложные операции предстояли по термической обработке броневой стали. Начальник кузнечного цеха С.И. Калмыков, мастера Б.И. Свешников и А.В. Бондарев нашли выход. Они приспособили для этой цели кузнечные печи. Заработал старый горн. Воспользовавшись горном, Кулаков выковал из бросовых отходов стали три тысячи анкерных болтов. Постепенно бронепоезд оделся в непробиваемую броню. На тендере паровоза появилась зенитная установка, а на каждой бронеплощадке - в шестигранных башнях пушки и четыре пулемета. Когда бронепоезд должен был отправиться на фронт, рядом с крекинг-корпусом разорвалась вражеская бомба. Была повреждена железнодорожная линия. Без отдыха, за несколько часов ее восстановили.

Переданный 43-й армии бронепоезд «Подольский рабочий» наносил противнику ощутимый урон. Не случайно гитлеровцы охотились за ним. Однажды бомба упала между двумя бронеплощадками. Взрывной волной порвало сцепы, повредило тормозные устройства. Площадки разъединились. Одна из них пошла под уклон. За ней погнался «юнкерс», забрасывая полотно бомбами. Гитлеровцы думали, что с бронепоездом покончено, но когда землю окутала ночная темень, экипаж поезда восстановил разрушенный путь, поднял домкратами бронеплощадку и паровоз. Позднее бронепоезд был объединен с бронепоездом «Коломенский рабочий». Боевая единица получила наименование 55-й отдельный бронедивизион.

Опыт, приобретенный рабочими завода им. Орджоникидзе на строительстве бронепоезда, пригодился для выполнения другого оборонного зака за: организации производства бронекорпусов для самолетов «ИЛ-2». На этом же предприятии организовали производство лопат, подков, кирок, ломов, топоров, отливку корпусов гранат. В большом количестве производили противотанковые «ежи», окопные печи.

Перестроил свою работу на военный лад Подольский цементный завод. На предприятии начали изготавливать противотанковые надолбы. Здесь же из получаемого с Урала активированного угля производили порошок для противогазов. Удачно шел процесс освоения химических грелок. Перемолотый в цементных мельницах компонент расфасовывался по 200 граммов в пакеты из прочной бумаги. Стоило разбавить содержимое водой или снегом, как пакет нагревался, помогая фронтовикам переносить холод.

Заказы фронта неоднократно выполняли швейники. Директор городского промкомбината Я. Цехер вспоминал: «Как-то поздним вечером меня срочно вызвали к председателю городского комитета обороны Ф.И. Иванову. В его кабинете находился полковник, оказавшийся начальником интендантской службы 43-й армии. Он просил срочно изготовить хотя бы 400-500 маскировочных халатов для разведчиков. В течение нескольких суток непрерывной работы швеи изготовили 5 тысяч маскировочных костюмов...». В адрес Подольского ГК ВКП(б) командование 43-й армии прислало благодарность, а работницам очень ценный по тем временам подарок - бидон сливочного масла и 15 килограммов печенья.

Должную поддержку в рабочих коллективах нашло движение за экономное расходование цветных металлов. На оборонных предприятиях часть деталей изготавливалась из цельного цветного металла. Новый метод позволил экономить сотни тонн цветного сырья и снизить себестоимость продукции. Неуклонно шел процесс совмещения рабочих профессий. Так, на Щербинском штамповочном заводе строгальщик С.С. Хлынов заменил ушедшего на фронт Ф.И. Зацепина. Он взялся работать на двух станках. Наладчик П.Т. Фильков с трикотажной фабрики заменил электромонтера К.К. Жукова, а механика заменил старший мастер Г.Г. Скороспехов. Ушедших на фронт электромонтеров Щербинского кирпичного завода К.И. Горяйнова, Н.Н. Гурсина заменил дежурный электромонтер С.И. Карма нов. Рабочие-станочники сами проводили текущий ремонт станков.

Кузницей рабочих кадров стало Подольское ремесленное училище № 12, готовившее токарей, слесарей, фрезеровщиков, шлифовальщиков, электромонтеров. Досрочно рабочих различных специальностей выпустило ремесленное училище № 18. Большинство воспитанников училищ в короткий срок добились хороших успехов в труде. В совершенстве овладел строгальным станком Анатолий Ходаков, выполнявший задания на 170 процентов. Нормы выработки вместо шести часов за три выполнял Дмитрий Никитин. Сложные шаблоны поручались Юрию Боброву, Михаилу Грязнову, Валентину Кокошкину.

В условиях военного времени серьезной проблемой стала нехватка квалифицированных инженерно- педагогических кадров. Было принято решение готовить мастеров и помощников из лучших учащихся ремесленных училищ. Результат не замедлил сказаться. В декабре 1941 года пятнадцатилетний Виктор Папутин поступил в ремесленное училище № 23. Через семь месяцев он уже был лучшим слесарем-инструментальщиком. Виктора назначили мастером.

Примером для молодых стали кадровые рабочие. Участок мастера-коммуниста Бориса Ивановича Свешникова получил задание в десять раз увеличить выпуск продукции. Выполнению заказа мешало отсутствие квалифицированных рабочих. И тогда Свешников сам, на общественных началах обучил 50 человек. Через два месяца участок выполнил задание на 200 процентов. Примеру Б.И. Свешникова последовал фрезеровщик А.И. Лоскутов. В короткие сроки фронтовые заказы выполнял старейший рабочий завода им. Орджоникидзе И.В. Крючков. Бывали случаи, когда он по четыре смены не выходил из цеха. Пример в труде показывал токарь Климовского машиностроительного завода коммунист С.Н. Новиков.

С каждым днем увеличивалось число рационализаторов. Десятки тысяч рублей экономии принесло предложение В.И. Аллилуева, внедренное на револьверном участке. Детали с трудоемкими оправками быстро выходили из строя, так как срабатывалась резьба. Рационализатор предложил делать резьбу непосредственно на кольцах. Изменение режима термообработки по способу инженера С.И. Лычкина принесло годовую экономию в четыре тысячи рублей. В стержневом отделении литейного цеха завода им. Калинина расходовались олифа и другие остродефицитные материалы. Рационализаторы К.П. Архипов, Д.Д. Кравцов, Т.Г. Синельщиков составили новую смесь, которая успешно применялась в производстве стержней. Экономия составила 58 тыс. рублей. Поиски путей экономного использования топлива дали экономию кокса в 259 тонн. Лучшие комсомольцы возглавили молодежные бригады: Надежда Карасева, Тамара Выручальникова, Клавдия Груздева, Анна Ермакова, Татьяна Гусарова, Мария Монаенкова.

Авиация гитлеровцев совершала на город неоднократные налеты. Об одном из них бывший секретарь МК ВКП(б) М.И. Малахов вспоминал: «В Московский областной комитет партии позвонили с Подольского завода имени М.И. Калинина. Взволнованный голос сообщил, что в данный момент завод бомбят немецкие бомбардировщики, имеются прямые попадания бомб в действующие цеха завода, есть человеческие жертвы. Срочно звоню наркому вооружения Д.Ф. Устинову. Секретарь отвечает, что нарком уже знает о налете и выехал в Подольск. Вслед за ними выезжаю и я. Над городом еще кружат вражеские самолеты, то там, то здесь рвутся немецкие бомбы, на улицах ни души. Подъезжаю к заводу, из ворот с ревом выезжают санитарные машины с убитыми и ранеными. Мы с Устиновым идем по цехам. Несмотря на воздушную тревогу никто не покинул своих рабочих мест, завод продолжал работать безостановочно. В тот же день мы посетили подольскую больницу, куда были доставлены пострадавшие от бомбежек рабочие».

Подольский городской комитет партии не только направлял деятельность партийных организаций по их участию в выпуске оборонной продукции, но и проводил огромную мобилизационную работу по выполнению постановления Государственного Комитета обороны «О всеобщем обязательном военном обучении трудящихся». В сообщении о ходе обучения от 16 октября 1941 года говорилось, что в Подольске обучающиеся приступили к изучению методов борьбы с враже-скими танками. Практические тренировки проводились на специальных подвижных макетах.

Прочные связи сложились между коллективами предприятий города и частями 43-й армии. Совместно с трудящимися Москвы они отправили воинам десять тысяч подарков. На бюро ГК ВКП(б) неоднократно обсуждались вопросы, связанные с укреплением обороны города и помощи 43-й армии. Партийная организация поддержала инициативу трудящихся по сбору средств на строительство танковой колонны «Подольский рабочий». Решениями ГК ВКП(б) было перераспределено имеющееся оборудование, что дало возможность увели чить эффективность его использования на промышленных предприятиях.

Усиленную работу городская партийная организация провела по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы. В ее основе лежало постановление военного совета 43-й армии «Об эвакуации гражданского населения». В связи с введением в Москве и прилегающих районах осадного положения ГК ВКП(б) обсудил вопрос о бдительности. Пристальное внимание коммунисты города уделяли расширению производства продуктов питания на основе местных ресурсов. Подольский продовольственный торг и трест столовых поставили на откорм 365 голов свиней, что дало возможность передать на питание трудящихся 70 тонн мяса. Городской комитет партии поддержал инициативу бригады А.Г. Аверина с хлебозавода - добиваться выпечки из каждых ста килограммов муки ста пятидесяти килограммов подового хлеба. Немало подольскими коммунистами было сделано в организации питания воинов 43-й армии. Мясо, посту павшее для нее, в большинстве своем отваривалось в городе на специальных пунктах, а затем направлялось в части, что значительно сокращало время приготовления пищи.

Посильный вклад в оборону вносила пионерская организация. Пионеры провели сбор средств на строительство звена самолетов «Юный ленинец». В адрес Подольского РОНО Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин прислал телеграмму с благодарностью за участие подольских школьников в сборе 105 тысяч рублей. Сбор средств на строительство танковой колонны «Подольский колхозник» начали сельские жители. Только жители деревень Болеутово, Рязаново, Троицкое собрали более ста тысяч. Все средства, заработанные в пе риод комсомольско-молодежного воскресника в Подольске и районе, были переданы в фонд обороны.

С оружием в руках отстаивали Москву и свой родной город трудящиеся Подольска в рядах рабочего полка. Из тысячи человек бойцов восемьсот были коммунистами. В своем обращении бойцы полка заявляли: «В эту грозную минуту мы, пролетарии Подольска, коммунисты, комсомольцы и беспартийные большевики, по примеру миллионов советских патриотов взяли в руки боевое оружие, чтобы вместе с регулярными частями Красной Армии защищать свой родной город Подольск, через который враг пытается прорваться к Москве... На подступах к Москве враг найдет свою гибель, он захлебнется в своей собственной черной крови... Все к оружию! Все на врага!..». В составе полка было немало рабочих завода им. Калинина: Александр и Василий Веселовы, Никита Мызников, Константин Егоров, Гурий Долгобородов, Николай Кокорин, Иван Овсянников, Сергей Смуров, Алексей Пегов, Василий Скворцов, Иван Фетисов, Сергей Богачев. В боях погибли командир полка Алексей Рожков и начальник штаба Константин Разыграев. Много сделал для сплочения бойцов рабочего полка его комиссар Г.С. Лядов.

Дмитрий ПАНКОВ

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости