2009 Июль
07
10:22
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Из истории Подольского машиностроительного завода им. Орджоникидзе (ЗиО)

07 Июль 2009 10:22

Подольский машиностроительный завод основан по личной инициативе В.И. Ленина в связи с острой необходимостью восстановления железнодорожного транспорта в стране.

Выпускал локомотивы в 1930-1939 гг. Изготовил 114 шт. ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", начиная со строительства первой в мире атомной электрической станции в 1952-1954 гг. (г. Обнинск), является одним из лидирующих предприятий России в области разработки и поставки оборудования для АЭС. На всех атомных станциях, построенных в СССР, установлено оборудование завода. Зарубежные атомные станции в Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Восточной Германии, Финляндии с реакторами типа ВВЭР-440 (более 100 шт.) и ВВЭР-1000 (более 120 шт.) укомплектованы парогенераторами с маркой "ЗиО". Завод является изготовителем уникального оборудования для АЭС с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350 и БН-600: корпусов реактора, промежуточных теплообменников "натрий-натрий", парогенераторов.

29 апреля 1919 года было подписано постановление Совета Обороны о строительстве паровозоремонтного завода в г. Подольске.

2 мая 1919 года на ремонт поставлен первый паровоз. Именно с этого дня начал своё существование Подольский паровозоремонтный завод, развернутый на площадке кабельного и меднопрокатного завода, который в 1915 году затеяло, да не успело достроить Московское товарищество меднопрокатных и кабельных заводов. Одним из совладельцев несостоявшегося предприятия был Константин Сергеевич Алексеев, взявший в истории своё под именем Станиславского, известного каждому театралу во всем мире.

После принятия на XVI конференции ВКП(б) (23-29 апреля 1929 г.) первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1929-1932 гг.) завод приступил к освоению и выпуску новых видов продукции и получил название Подольский крекинго-электровозостроительный завод (КЭС). Совместно с заводом "Динамо" он строил промышленные электровозы. Примечание: одновременно завод изготавливал корпуса для танков и бронемашин конструкции Н.И. Дыренкова. В книге Коломиец М.В., "Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40", М.: Стратегия КМ, 2003 сообщается: "...Подольский Крекинг завод. Программа по корпусам Т-27 выполнена полностью. По Т-37 подано в течение первого полугодия вместо 250 запланированных только один кондиционный корпус. Основной причиной такого положения является переход на штамповку и цементацию без достаточно серьёзных предварительных опытов и подготовительных работ. В настоящее время можно сказать, что завод штамповкой овладевает. Дальнейшее выполнение программы зависит от подачи кондиционного бронелиста с Кулебакского завода, который до мая-июня бронелиста не подавал из-за отсутствия ферросплавов. В настоящее время на заводе имеются кондиционные ферросплавы и завод начал подавать броневой лист..."

В июле 1931 года на Подольском крекинго-электровозостроительном заводе (так именовался тогда ЗиО) вышел в свет первый номер заводской многотиражной газеты "Кэсовец". Позже её название менялось – "Знамя стахановца", "Знамя труда".

8 апреля 1939 года по просьбе рабочих заводу было присвоено имя наркома тяжелой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе (1886-1937), застрелившегося 18 февраля 1937 года, и стал называться Подольский крекинго-электровозостроительный завод им. Орджоникидзе.

В 1939 году за рекордно короткий срок - 3 месяца и 25 дней - коллектив завода выпустил первый отечественный крекинг-аппарат.

До 15 октября 1941 года, т.е. до начала эвакуации, завод выпускал в сутки четырнадцать бронекорпусов для танков Т-40 и пятнадцать бронекорпусов фюзеляжей для штурмовиков ИЛ-2.

В ночь с 15 на 16 октября 1941 года началась эвакуация завода в Свердловск (ныне Екатеринбург) на территорию Уральского завода транспортного машиностроения (Уралтрансмаш). К 1 ноября 1941 года, завод был почти полностью вывезен из Подольска. Отправлено 366 металлообрабатывающих станков, 36 кузнечно-прессовых машин, 184 единицы силового и подъемно-транспортного оборудования, более пяти тысяч тонн листовой и профилированной стали, свыше двух тысяч тонн деталей, главным образом незавершенного бронекорпусного производства, и прочих материальных ценностей. Следом за эшелонами с оборудованием шли железнодорожные составы с рабочими, инженерно-техническими работниками, служащими и их семьями. Всего было эвакуировано 3850 человек. До тридцати эшелонов - 1092 вагона - ушли тогда из Подольска с людьми и имуществом только одного завода...

20 октября 1941 года очень сильно бомбили ЗиО и корпуса механического завода.

Первого января 1942 года на заводе прошел митинг. В торжественной обстановке бронепоезд "Подольский рабочий", состоявший из двух паровозов, четырех бронеплощадок и десяти вагонов, был передан представителям 43-й армии и прошел боевой путь от Мценска до Берлина.

1942 год. Возвратившийся из эвакуации Подольский завод не мог использовать всю свою прежнюю территорию. На них Наркомат тяжелого машиностроения разместил эвакуированный в июле 1942 году из Таганрога завод "Красный котельщик", коллектив которого не насчитывал даже сотни рабочих, инженеров и техников. Таким образом, на площадях Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе действовали в годы войны два совершенно независимых друг от друга предприятия, выполнявших принципиально разные задачи.

В августе 1942 года завод "Красный котельщик" выдал первую энергетическую продукцию (два сепаратора), выпущенную на подольской земле. Уже в сентябре "Красный котельщик" изготовил первый котел СП-4 производительностью 20 тонн пара в час давлением 25 атмосфер.

В феврале 1944 года на производственных площадях Подольского завода разместилось еще одно предприятие, эвакуированное из Бердянска. Здесь, в Подмосковном городе, оно выпускало раскройно-заготовительное оборудование - гильотинные ножницы для механической резки металла, стружкодробильные устройства

21 декабря 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, согласно которому вместо предприятий, работавших в военное время на одной территории, в Подольске воссоздавался Машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗИО). Ему предписывалось выпускать нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности. Постановление СНК СССР № 3150-952сс "Об организации строительных управлений НКВД СССР № 859 и 865" (21 декабря 1945 г.)

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) на подольском заводе укрепляли броней самолеты, ремонтировали танки Т-34, приходившие из боев под Москвой, выпускали бронекорпуса и башни для плавающих танков Т-38. И так же, как в начале становления завода, именно война определила профиль мирной продукции. В 1942 году в Подольск из Таганрога был эвакуирован "Красный котельщик". Этот завод потом вернулся домой, а на подольском заводе стали выпускать котлы разных мощностей для тепловой энергетики.

28 января 1946 года И.В. Сталин подписал постановление СНК СССР № 229-100 сс/оп "О проектировании и подготовке оборудования Горно-обогатительного завода". В этом совершенно секретном (особая папка) документе речь шла о создании первого промышленного реактора на Урале. Говорилось там и о том, что при Подольском машиностроительном заводе им. Орджоникидзе следует организовать "Особое конструкторское бюро по конструкциям гидропаропрессового оборудования" (сокращенно ОКБ "Гидропресс" НКТМ)". Примечание: Шолкович Борис Михайлович (1900-1965), первый начальник и главный конструктор ОКБ "Гидропресс" с 1946 по 1954 г. В 1964 году ОКБ "Гидропресс" распоряжением Совета министров СССР был выделен из структуры завода в самостоятельное предприятие.

16 мая 1950 года вышло постановление правительства СССР о строительстве в Лаборатории "В" (г. Обнинск) атомной электростанции - первый практический проект использования атомной энергии для производства электричества. Научный руководитель проекта – Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960), главный конструктор – Николай Антонович Доллежаль (1899-2000).

27 июня 1954 года. Пуск в г. Обнинске первой в мире атомной электростанции.

1958 год. Изготовлена первая ядерная установка (стенд 27/ВТ), которая обеспечила успешное решение задачи по созданию ЯППУ (ядерных паропроизводящих установок) для АПЛ (атомных подводных лодок), на промплощадке Физико-энергетического института в г. Обнинске. "Разработчиком документации ЯППУ было ОКБ "Гидропресс", изготовителем оборудования – Подольский завод им. Орджоникидзе. Стенд 27/ВТ являлся наземным прототипом ЯППУ АПЛ проекта 645, представлял собой полномасштабную половину одного борта АПЛ, включающую реактор, парогенератор, насосы, трубопроводы первого и второго контуров, турбинную установку, систему управления и другие обеспечивающие системы" [газета "Содружество", № 1(156) январь 2006 г.]. В 1961 году комплекс работ по созданию стенда 27/ВТ был удостоен Ленинской премии.

28 мая 1975 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О разделении Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР на два министерства" - Министерство тяжелого и транспортного машиностроения СССР и Министерство энергетического машиностроения СССР (утвержден законом СССР от 9 июля 1975 г. № 1841-IX). Минэнергомашу в административном порядке были "переданы" из других министерств 25 заводов, 7 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и 8 учебных заведений.

9 июля 1976 года приказом Министерства энергетического машиностроения СССР на Подольском машиностроительном заводе создано отделение НПО ЦНИИТМАШ. Заведующим отделением назначен кандидат технических наук Вячеслав Кириллович Парахин. Отделение НПО ЦНИИТМАШ было ликвидировано 31 декабря 1985 года.

28-29 июня 1979 года совместный научно-технический семинар сотрудников НПО ЦНИИТМАШ и ЗиО "Конструкторско-технологические проблемы изготовления теплообменного оборудования".

19 апреля 1981 года в газете "Социалистическая индустрия" опубликована статья "О присуждении премий Совета Министров СССР 1981 года за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ". Под № 14 указана "за разработку новой коррозионно-стойкой безникелевой стали, освоение металлургического производства, внедрение изделий из этой стали в промышленное оборудование АЭС премия в размере 10 тыс. рублей".

В список фамилий из 32 человек включены, в частности, сотрудники Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе:

Ардаматский Виталий Андреевич, заместитель главного технолога;

Кущев Анатолий Пантелеевич, главный металлург;

Баканов Анатолий Федорович, начальник конструкторского отдела;

Вивсик Святослав Николаевич, главный сварщик;

Гребенников Владимир Николаевич, к.т.н., заместитель главного конструктора;

Иванов Николай Сергеевич, начальник цеха;

Карлашов Анатолий Михайлович, электросварщик;

Лапутин Сергей Дмитриевич, котельщик.

23 июня 1992 года арендное предприятие "Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе" реорганизовано в акционерное общество закрытого типа "Подольский машиностроительный завод" ("ЗиО").

02 декабря 1993 года АОЗТ совместное предприятие "Подольский машиностроительный завод" реорганизовано в акционерное общество открытого типа. 20 ноября 1995 года из названия предприятия убраны слова "совместное предприятие". Новое название - АООТ "Подольский машиностроительный завод".

01 августа 1996 года АООТ "Подольский машиностроительный завод" переименовано в Открытое акционерное общество "Подольский машиностроительный завод".

18 декабря 1998 года по заявлению Государственной налоговой инспекции по г. Подольску и Управления Пенсионного фонда в отношении ЗиО была возбуждена процедура банкротства.

30 марта 1999 года на предприятии введено внешнее управление на срок 12 месяцев.

В 1999 году ОАО "Подольский машиностроительный завод" переименован в ОАО "Машиностроительный завод "ЗИО-Подольск".

24 марта 2000 года процедура банкротства прекращена в связи с утверждением мирового соглашения с конкурсными кредиторами (заключено 10 марта 2000 г.) и подписанием реструктуризации задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами.

В 2004 году завод купил бывший менеджер групп МДМ Е.А. Туголуков. Завод стал основным предприятием в машиностроительном холдинге среднего размера ЭМАльянс.

Основными владельцами завода являются Е.А. Туголуков и председатель совета директоров "ЗиО-Подольск" В.М. Овчар, им принадлежит свыше 75 процентов акций предприятия.

21 ноября 2006 года состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", основным вопросом которого стало избрание нового совета директоров. В совет директоров вошел представитель ОАО «Атомэнергомаш» – К.Б. Комаров. Решение о внесении изменений в состав совета директоров принято в рамках реализации соглашения о создании холдинга "ЭМАльянс-Атом", которое было подписано 10 мая этого года ОАО "Атомэнергомаш" и ОАО "ЭМАльянс". Основу новой компании, в которой "Атомэнергомаш" получит 50% + 1 акцию, составят профильные активы двух предприятий, принадлежащих ОАО "ЭМАльянс": Инжиниринговая компания "ЗИОМАР" и Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск".

Подписание данного соглашения явилось первым практическим шагом для обеспечения заявленной программы развития атомной отрасли (строительство новых АЭС с целью сохранения и последующего увеличения доли атомной энергетики в энергобалансе страны с 16 до 22 и более процентов) необходимым машиностроительным потенциалом.

30 сентября 2007 года предприятие "ЗИО-Подольск" возвращено под стратегический контроль государства и начало работать в новых условиях. Об этом заявил глава Росатома Сергей Владиленович Кириенко (1962 г.р.). По его словам, возвращение завода государству произошло посредством передачи контрольного пакета акций созданной корпорации "Энергомашиностроительный альянс - Атом". Предприятие - монопольный производитель ключевых узлов оборудования для атомных электростанций. Кроме того, на базе "ЗИО Подольск" создано совместное российско-французское предприятие, которое будет производить тихоходные турбины "Арабель" для энергоблоков АЭС.

Подольский машиностроительный завод (ОАО "Машиностроительный завод ЗиО-Подольск") является одним из ведущих предприятий энергетического машиностроения России. Более 50 лет ЗиО проектирует и изготовляет энергетические котельные установки для ТЭС, в т.ч. на экспорт. За этот период изготовлено около 700 котлов установленных на 150 электростанциях с общей электрической мощностью примерно 66000 МВт, из которых более 14000 МВт на ТЭС стран дальнего зарубежья. Для зарубежных поставок изготовлено 57 котлоагрегатов различной паропроизводительности, в т.ч. для энергоблоков 200, 300 и 500 МВт для ТЭС "Тирбах", "Боксберг" (Германия); "Явожно", "Скавина" (Польша); "Керацини" (Греция); "Лудуш", "Дева", "Браила" (Румыния); "Марица-Восток"(Болгария); "Сисак", "Гацко", "Углевик", "Костолац", "Битола" (Югославия); "Уонг-Би" (Вьетнам); "Фусинь", "Юнлининь", "Цзиаянь", "Иминь" (Китай), "Нейвели" (Индия) и др.

За последнее десятилетие выполнен комплекс работ по созданию котлов-утилизаторов для ПГУ различных типов и мощностей (от 20 МВТ и более). Спроектирован и пущен в эксплуатацию котел-утилизатор П-92 для ПО "Нафтан" в Белоруссии мощностью 20 МВт, в России котел П-90 для Северо-Западной ТЭЦ мощностью 150 МВт, котел П-91 для Дзержинской ТЭЦ мощностью 150 МВт. Более 50 лет, начиная с первой в мире АЭС (г. Обнинск 1953 год) завод изготавливает оборудование для всех АЭС России, Украины, Литвы, Армении, Казахстана, а также "Козлодуй" (Болгария); "Пакш" (Венгрия); "Темелин", "Духованы" (Чехия); "Моховце", "Богунице" (Словакия); "Норд" (Германия); "Ловииза" (Финляндия); "Хурагуа" (Куба).

Важным направлением производства ЗиО является также выпуск оборудования для нефтегазхимии: это колонное, теплообменное, емкостное оборудование, трубчатые печи и продуктовые змеевики, малогабаритные модульные установки для переработки газового конденсата и нефти в дизельное топливо, бензин, мазут и др., быстросменные сужающие устройства для определения расхода газа, установки для подготовки топливного пускового, импульсного газа для магистральных газопроводов, регенераторы, оборудование для геотермальных станций и др. В настоящее время важнейшим приоритетом завод считает изготовление и поставку оборудования на экспорт, доведя его долю до 80 % от общего объема выпуска продукции.

Источник: veinik.ru
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ
Афиша мероприятий

Последние новости